Развитие устной и письменной речи у детей с нарушениями интеллекта требует особого внимания и использования адаптированных методик. В условиях специальной школы с русским языком обучения, где дети могут испытывать сложности в освоении навыков коммуникации, в обучении казахскому языку важен интегрированный подход, позволяющий объединить усилия учителя начальных классов, учителя казахского языка и логопеда.
Совместная работа специалистов способствует более эффективному развитию устной речи, улучшению произношения и развитию навыков письменной речи. Педагогами специальной школы – учителем начальных классов, учителем-логопедом и учителем казахского языка – было проведено исследование на тему «Как интегрированный подход в обучении детей с нарушениями интеллекта в специальной школе влияет на развитие устной и письменной речи». Цель исследования – оценка влияния интегрированного подхода на развитие устной и письменной речи у детей с нарушениями интеллекта в условиях специальной школы. В частности, рассматривается, как взаимодействие специалистов помогает освоить базовые навыки письма и речи и преодолеть трудности в произношении казахских и русских звуков.
Исследование включало следующие этапы.
1. Первичная диагностика. Учитель начальных классов и логопед провели оценку уровня владения речью и письмом, выявив особенности произношения и восприятия казахских, русских звуков у детей.
2. Разработка интегрированной программы занятий. Специалисты совместно разработали программу, которая включает логопедические упражнения, задания на развитие фонематического восприятия, элементы казахской речи.
3. Проведение занятий. Учитель начальных классов, учитель казахского языка и логопед поочередно проводили занятия, работая над звуковой и письменной составляющими речи.
4. Оценка динамики развития. В течение исследования специалисты вели наблюдения за успехами детей и вносили корректировки в программу.
У каждого специалиста была своя роль в рамках интегрированного подхода. Учитель начальных классов отвечает за базовое развитие навыков устной и письменной речи. На начальном этапе учитель заметил, что дети испытывают трудности в произношении казахских слов, особенно звуков, нехарактерных для русского языка, некоторых звуков русского языка. Учитель выявил необходимость привлечения учителя казахского языка и логопеда, чтобы помочь детям преодолеть артикуляционные и фонетические проблемы.
Учитель казахского языка вводит базовую лексику и звуки, специфичные для казахского языка. Для детей с лёгкими нарушениями интеллекта были адаптированы методики: использование карточек и визуальных подсказок для ассоциативного запоминания новых слов и звуков; применение детских казахских песен и стихов для тренировки произношения в игровой форме; постепенное введение простых фраз и коротких предложений на казахском языке, чтобы дети могли понимать и воспроизводить элементарные речевые конструкции.
Логопед помогает детям освоить произношение сложных звуков, а также развивает фонематическое восприятие. Работа логопеда включала артикуляционные упражнения, направленные на освоение казахских звуков, таких как «ү», «қ» и «ң»; артикуляционные упражнения, направленные на освоение русских звуков; коррекцию произношения путём использования зеркал, наглядных материалов и упражнений для тренировки мышц речевого аппарата; индивидуальные и групповые занятия для закрепления звуков и помощи в освоении новой лексики.
После внедрения интегрированного подхода у детей наблюдались значительные улучшения в развитии устной и письменной речи.
1. Улучшение произношения казахских, русских звуков. Дети стали увереннее произносить звуки благодаря поддержке логопеда и регулярным упражнениям на артикуляцию.
2. Повышение фонематического восприятия. Дети начали лучше различать и воспроизводить звуки казахского языка, что способствовало улучшению понимания новых слов и их правильному произношению.
3. Развитие навыков письменной речи. Параллельное развитие устной и письменной речи способствовало более глубокому усвоению казахского языка и русского языка. Дети смогли писать простые слова и фразы.
4. Рост мотивации к обучению. Поддержка команды специалистов повысила уверенность детей в собственных способностях, а игровая и наглядная подача материала способствовала росту интереса к обучению.
По итогам исследования были разработаны практические рекомендации.
1. Постоянное сотрудничество специалистов. Для достижения максимального эффекта важно, чтобы учитель начальных классов, учитель казахского языка и логопед регулярно обменивались информацией и совместно планировали занятия.
2. Использование адаптированных и наглядных методик. Для детей с нарушениями интеллекта важно применять простые и понятные материалы: карточки, иллюстрации, песенки, которые делают процесс обучения более доступным.
3. Чередование индивидуальных и групповых занятий. Индивидуальные занятия позволяют детально проработать проблемные звуки и слова, а групповые – закрепить материал и научить использовать новые знания в общении.
4. Поддержка и включение родителей. Рекомендуется регулярно информировать родителей о прогрессе ребёнка и давать им рекомендации для закрепления материала дома.
Интегрированный подход, включающий работу учителя начальных классов, учителя казахского языка и логопеда, способствует более успешному развитию устной и письменной речи у детей с нарушениями интеллекта. Ученики не только преодолевают трудности в освоении звуков и лексики, но и развивают уверенность в собственных силах, что положительно влияет на их успеваемость и адаптацию.
Виктория ДАНИЛОВА,
учитель начальных классов,
Оксана ЕГОРОВА,
учитель-логопед,
Ботагоз ИБРАЕВА,
учитель казахского языка Лисаковской специальной школы-интерната для детей с особыми образовательными потребностями