От игр – к доверию: как игровые практики помогают детям раскрыться

Выпуск - №24(672)   :   17.07.2025
758

2

В мире детства игра – не просто развлечение, а естественный язык общения, способ познания себя и окружающего мира. Особенно важны игровые практики в работе педагога-психолога: именно игра становится тем мостиком, который помогает наладить доверие между специалистом и ребёнком, а затем раскрыть внутренний потенциал маленького человека.

2

В течение всего учебного года, а особенно летом, психологические занятия с детьми проходят в игровой форме. Игра снимает барьеры. Там, где не работают «взрослые» вопросы и назидания, работает простая передача мяча, рисунок на асфальте, сказка или ролевая история. Даже застенчивые дети начинают выражать свои эмоции через движение, цвет, действия. Через игру формируются доверие, эмпатия, навыки общения.

1


В течение года я использовала такие игровые формы, как «Круг доверия» (упражнения на командную поддержку), «Магазин эмоций» (дети учатся распознавать и называть свои чувства), арт-терапия (рисование, лепка, коллаж – безопасный способ выразить внутреннее состояние), сказкотерапия и ролевые игры (для моделирования ситуаций и осмысления поведения), игры на сотрудничество «Мостик», «Сплети паутину», «Общий рисунок» (развивают умение договариваться и слушать), движенческие и телесные практики «Живые статуи», «Упражнение на заземление» (помогают снять внутреннее напряжение).

1


В процессе применения игровой деятельности дети становятся более открытыми в группе, перестают бояться выражать своё мнение. Улучшаются навыки общения: те, кто раньше конфликтовал, стали чаще договариваться. Снижается уровень тревожности и напряжения, особенно у учеников младших классов. У некоторых ребят появилась смелость пробовать новое – быть ведущим, рассказывать о себе, обращаться за помощью.
Летняя психологическая площадка – это особая среда. В нашей школе работает летняя психологическая площадка «Радуга», на свежем воздухе, в неформальной атмосфере дети особенно ярко раскрываются. Мы продолжаем работать через игру, но с акцентом на отдых, восстановление и ресурс. Это возможность не только весело провести время, но и мягко укрепить психологическое здоровье.
Работа педагога-психолога – это не всегда диагностика и сложные термины. Иногда всё начинается с простой игры с мячом, доверительного рисунка или совместного смеха. Через игру ребёнок говорит: «Посмотри, кто я». И если мы внимательно слушаем и играем с ним на равных, он начинает доверять. Доверие – главное условие для роста и внутренней устойчивости ребёнка.

Асем ЖУМАГАЛИЕВА,
педагог-психолог Тогузакской ОШ,
Карабалыкский район

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».