В практике ведения уроков музыки сложилась своеобразная система нетрадиционных по формам и методам уроков. Девиз нестандартного урока «Через игру систематизируем знания!».

Урок-игра. В 5 классе после изучения большого раздела «Музыкальные традиции народов мира» ученики активно включаются в викторину: угадывают национальные инструменты, элементы национальных костюмов, народные танцы и песни, показывают элементы национальных танцевальных композиций. В 6 классе по теме «Современная музыкальная культура» ребята с удовольствием демонстрируют знания терминов и музыкальных жанров: поп-музыка, рок-музыка, мюзикл, электронная музыка, рок-н-ролл.
Урок-путешествие. Это путешествие на «машине времени» или путешествие по странам, связанным с искусством, путешествие по произведениям и т.д. Такие уроки проводятся в 4 классе по теме «Космическая музыка», в 5 классе по теме «Музыкальные традиции тюркских народов», в 6 классе по теме «Симфоническая музыка». Учащиеся отправляются в путешествие и знакомятся с композиторами и произведениями, необычными музыкальными инструментами.
Урок-защита проектов. В современных условиях школы защита проектов – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, презентаций, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства. Ученики не могут создать конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков, следовательно, опираются на уже имеющиеся знания, расширяя необходимую информацию. Школьники с удовольствием определяют темы, а потом начинается самостоятельный поиск информации, реализуются творческие задумки. Ребятам нравятся уроки защиты проектов. Здесь они представляют содержательную информацию, стараются заинтересовать других итоговым выступлением. Проектная деятельность – это метод, который раскрепощает ученика, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах. Учащиеся работают по сложившемуся алгоритму и знают, что проект – это «пять П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация.

Чтобы проекты были действительно интересными, содержательными и творческими, проводится кропотливая работа учителя. С учащимися необходимо проработать несколько этапов, чтобы прийти к ожидаемому результату. Первый этап осуществления проекта самый короткий, но очень важный. На этом этапе учитель пробуждает в учениках интерес к теме, формулирует проблему проекта. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем. В результате определяют цель и задачи проекта — поиск способа или способов решения проблемы проекта. На втором этапе (проектирование, планирование) организуется деятельность учащихся. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Поиск информации – это третий этап. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Они могут найти информацию в справочниках и энциклопедиях, газетах, журналах, дополнительной литературе, в интернете, из личных бесед со взрослыми, из других источников информации. Четвёртый этап (продукт) – это осуществление деятельности. Здесь роль учителя минимальна. Учащиеся всё делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как учеников подготовили. На пятом этапе (презентация) проводится завершение работы, анализ проделанного, самооценка и оценка со стороны, демонстрация результатов. Этот этап самый интересный. Вот здесь и проявляется умение учащихся демонстрировать готовый продукт, представить его содержание. Важен и творческий подход: умение интересно преподнести информационный материал посредством декламации, артистизма. Проектная деятельность – это, прежде всего, творчество каждого ученика.
В 5 классе по теме «Обрядово-бытовые песни» учащиеся готовят проекты в виде информационных выступлений, а в 6 классе по темам «Органная музыка», «Джазовая музыка» ребята представляют электронные презентации. Здесь же проводится демонстрация творческих работ – рисунков, плакатов, постеров, эссе по художественным и музыкальным произведениям, жизни и творчестве деятелей искусства. Это прогрессивная форма нетрадиционного занятия, которая открывает в школьниках способность генерировать идеи, вести научный поиск, использовать межпредметные связи. Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное – помочь ребёнку поверить в свои силы.
Проведение уроков в нетрадиционной форме помогает отходить от авторитарного стиля обучения и вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное творческое сочетание методов, форм и средств обучения.
Татьяна КАНДАЛИНА,
учитель музыки ОШ №6, г. Костанай
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».