Перемена – это отличная возможность для развития детей. Важно, чтобы этот короткий промежуток времени не превращался в скучное и бесполезное времяпрепровождение, а стал полезным и развивающим моментом. Дайте детям шанс «перезагрузиться» и вернуться в класс с новыми силами.
Включение развивающих игр на перемене помогает не только улучшить настроение, но и способствует развитию различных навыков у детей. Моим ребятам повезло: вместо того, чтобы просто бегать по коридорам, они с радостью участвуют в играх, которые помогают им не только отдыхать, но и развиваться.
Рассмотрим, какие игры полезны для первоклассников. Несомненно, это игры на внимание и память. Для детей младшего школьного возраста очень важно развивать память и внимание, а что может быть лучше, чем делать это через игру. Вот несколько идей.
* «Запомни и повтори»: на столе лежат разные предметы (игрушки, канцелярия и т.д.). Дети внимательно смотрят на них несколько секунд, затем предметы закрывают, и нужно назвать как можно больше. Эта игра развивает краткосрочную память и внимание.
* «Что изменилось?»: из множества предметов выбираются пять-семь вещей. Затем они показываются детям, и после того как предметы убраны, нужно вспомнить, что изменилось или убралось. Это помогает развивать наблюдательность и концентрацию.
Дети-первоклассники полны энергии, и перемена – это время, когда они могут выплеснуть свою активность. Применение различных подвижных игр поможет им не только отдохнуть, но и улучшить координацию и физическое здоровье.
* «Тени»: дети могут играть, стараясь поймать друг друга в игре с тенью. Один ребёнок выбирает роль тени и пытается следовать за другим, не давая ему уйти. Это игра развивает координацию движений и быстроту реакции.
* «Маленькие животные»: детям предлагается представлять, что они разные животные, и двигаться так, как они могут это делать: прыгать как кенгуру, ползти как змея, летать как птица и т.д. Это развивает не только физические навыки, но и воображение.
Конечно, ни как не обойтись без игр на логику и мышление. Чтобы помочь детям развивать логическое мышление и креативность, можно предложить им игры, в которых требуется нестандартный подход. Речевые игры развивают не только речь, но и общую социокультурную компетентность.
* «Угадай слово»: на карточке написано слово, которое дети должны описать без использования самого слова. Это развивает не только лексикон, но и умение передавать информацию.
* «Кто что делает?»: один ребёнок называет действие (например, «прыгает», «бегает», «поёт»), а остальные должны придумать животных, которые выполняют это действие. Такое времяпровождение развивает словарный запас и воображение.
Каждый день на переменах мы организуем пространство для настольных игр не только в классе, но и в фойе школы, в библиотеке. Разнообразное направление заданий помогают детям улучшать внимание, логику, память и коммуникационные навыки. Вдохновлённые игровыми задачами, ребята с интересом решают головоломки, строят стратегии.
Ещё одно направление – это ролевые игры и инсценировки. Это когда учащиеся превращаются в настоящих актёров, инсценируя любимые сказки, погружаются в мир фантазий и волшебства. Ролевые игры – это не просто весело, но и полезно. В процессе дети развивают креативность, учатся работать в команде, развивают речь и умение выражать эмоции.
После таких активных перемен ребята возвращаются в класс с улыбками, новыми впечатлениями и готовностью к учёбе. Такие взаимоотношения не только учат детей работать в команде, но и помогают развивать навыки общения и взаимопомощи. Игр и развлечений много, можно перечислять до бесконечности, у каждого педагога свой багаж. Важно, чтобы игры на переменах были разнообразными и интересными, чтобы дети с удовольствием участвовали в них и становились более активными и развитыми. В наших силах направлять детей, предлагать полезные формы отдыха и следить за их физическим и эмоциональным состоянием.
Помните, что каждая перемена не просто должна проходить, а приносить ребёнку радость и пользу. Я горжусь своими учениками, которые с энтузиазмом участвуют в разных играх и с каждым днём становятся всё более умными, активными и креативными!
Оксана БОЖЕНКО,
учитель начальных классов Тогузакской ОШ, Карабалыкский район
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».