Правильное чтение для качества обучения

Выпуск - №42 (539)   :   27.10.2022
485

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне пристального внимания, активно предпринимаются меры с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания его роли для развития общества. 

Как учитель русского языка и литературы, считаю, что особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с текстом. Успешное обучение ребёнка в школе невозможно без определённого уровня читательской грамотности. Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, на своих уроках русского языка и литературы систематически формирую специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. Мы находим и извлекаем информацию, интерпретируем её, оцениваем содержание, форму текста, а также используем информацию из текста. Всё это осуществляется посредством разнообразных методов, техник и приёмов. 

Приёмы эти позволяют успешно формировать читательскую грамотность, однако здесь необходимо подключить творчество, предметную и методическую компетентность учителя, чтобы разнообразить приёмы с использованием всевозможных ресурсов. Выбор приёмов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребёнке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. 

Один из моих любимых приёмов «Чтение с пометками», который проверяет умение учеников осмыслить текст и оценить его содержание. Предлагаю ребятам определить, к какому типу речи можно отнести предложения контрольного текста, поработать с предложениями и восстановить пропущенные слова, сформулировать собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тесте. Также часто применяю приём «Уголки» , который подразумевает составление характеристики героев произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая – отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный приём используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

В формировании читательской грамотности большую роль играют также творческие работы учащихся, написание сочинений и изложений, которые повышают интерес детей к изучению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные задачи. 

Словом, если целенаправленно проводить работу по формированию и развитию читательской компетентности, применять разнообразные формы и методы, то это будет способствовать повышению качества и углублению знаний по предмету, развитию речи учащихся, повышению техники чтения, формированию стремления к достижению более высокого результата, раскрытию способностей и природных задатков личности.

Гаяне БАБАЯН,
учитель русского языка и литературы Карабалыкской ОШ им. М.Горького

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.