Проектная деятельность расширяет социальное пространство

Выпуск - №15(612)   :   19.04.2024
431

image

Великий русский классик и мыслитель Лев Николаевич Толстой сказал: «Если хочешь, чтобы скорее расцвёл цветок, не нужно насильно развёртывать лепестки, а нужно создать условия, при которых он сам распустится». Эта цитата, как никакая другая, может описать работу с детьми с особыми образовательными потребностями.

Педагог с помощью различных доступных методов из урока в урок последовательно реализует основную задачу обучения и воспитания учеников с ООП: развитее их потенциальных познавательных возможностей, коррекцию поведения, привитие трудовых и социально значимых навыков и умений. Такой ребёнок нуждается в первую очередь в социализации: приобретении навыков общения, умения ориентироваться в предметах и явлениях окружающей действительности, то есть в зоне своего ближайшего развития, в том, что окружает его в повседневной жизни. Ему необходимо познавать этот мир путём применения деятельностного подхода.

Поэтому исследовательская проектная деятельность как современный и эффективный метод занимает ведущее место в работе с учениками с ООП. Она позволяет ребёнку легче ориентироваться в мире информации, знакомиться с возможностями создания собственного творческого продукта. Работая над проектом, ребёнок учится размышлять в контексте изучаемой темы, сравнивать, анализировать, делать выводы, использовать информационно-коммуникационные технологии при оформлении результатов, а также систематизировать свои знания.

В связи с актуальностью темы исследовательской проектной деятельности в Костанайском специальном комплексе «Детский сад-школа-интернат» для детей с ООП №2 был проведён конкурс исследовательских работ школьников «Жетістікке сәтті қадам – Шаг к успеху». В первом этапе конкурса принял участие учащийся 10 класса Никита Сивоконь. Вместе с учителем обучения на дому он выполнил долгосрочный проект в секции «Человек и мир».

Тема, которую выбрал ученик, – «Вторая жизнь упаковки», отражает не только круг его интересов (подросток увлекается творческими видами деятельности, делает полезные поделки из бросового материала), но и является актуальной для мировой экологии в целом. Ведь мусорные полигоны и свалки отнимают всё больше жизненного пространства у людей. В настоящее время проблема утилизации мусора приобретает глобальные масштабы. Поэтому тема вторичного использования бытовых отходов стала наиболее актуальной среди прочих экологических проблем.

Из этой темы сформировалась гипотеза проекта: если научиться находить применение разным упаковкам после их первичного использования, можно уменьшить количество выбрасываемого мусора. Проектная работа велась в несколько этапов, на каждом из которых ученик узнавал много нового и важного. На подготовительном этапе были поставлены цель и задачи проекта, изучены источники информации, с помощью метода анкетирования был выявлен уровень экологической компетенции сверстников подростка. Немаловажно то, что в проекте активное участие принимала и семья ребёнка, а всем известно, что общее дело сближает.

Основным этапом стал эксперимент «Сколько мусора выбрасывает моя семья» и беседа «Виды упаковок. Вторичное использование упаковки». Самым творческим, интересным и волнительным для ученика оказался заключительный этап, на котором он занимался изготовлением полезных вещей из бросового материала и принял участие в выставке творческих работ в общественной организации «Лучики надежды». Заключительным этапом работы стала защита проекта, что подкрепило самостоятельность, ответственность и коммуникативные навыки Никиты, расширило его социальное пространство.

Ученик в ходе проекта не только научился самостоятельно сортировать упаковки и мастерить из них полезные вещи, но и приобрёл опыт защиты своего проекта, умение оформлять и представлять для обсуждения продукт своей деятельности. А также научился собирать интересующую его информацию, правильно её обобщать и оформлять. Понял, что интересующую его проблему можно исследовать с помощью разных методов (анкетирование, беседа, эксперимент и др.).

Порой природа и повседневная бытовая жизнь – лучшие учителя и непосредственные источники развития детей. Недаром Леонардо да Винчи мудро заметил, что «природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться». Особенно эта фраза актуальна для таких детей, которые в силу своих возможностей и здоровья смотрят на этой мир под другим углом зрения, но не менее интересно и восторженно.

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.