Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе. Как детские идеи становятся реальностью

Выпуск - №36(684)   :   25.09.2025
110

1

Проекты и исследования на уроках – это не просто образовательный тренд, это путь, по которому дети развивают креативность, критическое мышление и социальные навыки.
Начав с рисунка любимого питомца или создания птичьей кормушки, дети уже сегодня учатся видеть проблему, ставить цели, искать решения и представлять их миру. И самое главное – это ребятам нравится. Они исследуют, добывают знания, делают выводы.

3


Сегодня всё громче звучит призыв: исследования и проекты – это не просто научные термины, но реальные инструменты перемен. Многие идеи, рождаемые в умах исследователей и энтузиастов, находят применение уже здесь и сейчас.
Не секрет, что исследования – это и академическая деятельность, и мощный импульс для развития общества. Даже в начальной школе исследовательская и проектная деятельность помогает детям осваивать окружающий мир, формирует критическое мышление, инициативность и ответственность.

image


Хороший проект начинается с ясной структуры и убедительных аргументов. Этапы исследовательской деятельности включают: выбор направления, исследования, выбор темы, формулирование гипотезы, планирование этапов работы, сбор данных, проведение исследования, анализ и выводы. Сегодня урок – не просто место, где дети запоминают факты. Это лаборатория идей, где проекты и исследования становятся инструментами открытия и творчества. Школьники больше не просто слушают, они творцы: наблюдают, анализируют, воплощают собственные идеи в жизнь прямо на уроке.
В начальных классах проекты чаще всего творческие и индивидуальные. На уроках познания мира, природоведения или литературного чтения дети создают проекты о домашних животных с фотографиями и рисунками, рассказывают о любимцах. Это помогает развивать навыки презентации, общения и уверенности в себе. На проекте «Почему листья желтеют осенью» ученики не только собрали информацию, но и провели наблюдения, оформили презентацию, а затем, вдохновлённые результатами, создали новый проект «Полезные качества опавшей листвы». В нём они исследовали, какую пользу может приносить опавшая листва, и заняли призовые места на районном и областном уровнях.

2


Младшим школьникам также близки сказочные и математические проекты, экскурсионные работы. В одной из школ дети после экскурсии подготовили исследование,  и учебная экскурсия превратилась в полноценную научную работу.
Моя ученица Дарина Велиева в 3 классе выполнила проект «Польза тыквенного сока». В процессе она показала высокий уровень самостоятельности, инициативности и ответственности. Дарина провела анкетирование среди учеников 1-4 классов и учителей, систематизировала полученные данные и сделала выводы. Работа была тщательно спланирована и последовательно реализована: от постановки цели и гипотезы до анализа результатов. В результате Дарина заняла 2 место на районном конкурсе исследовательских проектов.
Проекты и исследования на уроках – это не просто образовательный тренд. Это путь, по которому школьники учатся думать, задавать вопросы, искать ответы и видеть смысл в учебе. Это способ научиться учиться. Идеи школьников действительно могут оживать, если создать для них условия. А задача педагога – помочь ребёнку не бояться пробовать, поддержать и направить в нужный момент.

Ирина САМОЙЛОВА,
учитель начальных классов Банновской ОШ, Фёдоровский район

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».