Путь к слову Как раскрыть потенциал юных читателей

Выпуск - №3(651)   :   23.01.2025
326

image

Читательская грамотность – это ключевой навык, который определяет успешность ребёнка не только в обучении, но и в повседневной жизни. Особенно важно уделять внимание её развитию в начальной школе, когда закладываются основы восприятия, анализа и интерпретации текста.
За три года работы я увидела, как активные методы обучения помогают детям преодолевать языковые и речевые барьеры. Особое внимание я уделяю девочке, которая пришла к нам из школы с государственным языком обучения. За это время она не только начала уверенно говорить по-русски, но и понимать текст на глубоком уровне. Две другие девочки пришли в 1 класс с выраженными речевыми трудностями: они не могли правильно произносить звуки и строить фразы. На данный момент их речь значительно улучшилась, и я уже могу понимать их высказывания.
В своей работе я активно использую современные приёмы, которые помогают не только усваивать материал, но и вовлекаться в него. Эти методы включают чтение с остановками (этот способ помогает развивать умение предсказывать события и анализировать. После чтения каждой части произведения мы обсуждаем, что может произойти дальше), драматизацию текста (разыгрывая сцены из прочитанного текста, ученицы учатся понимать характеры персонажей и их мотивы), составление визуальных историй (отлично подходит для тех, у кого возникают трудности с пересказом. Вместе с девочками мы рисуем основные события, а затем обсуждаем их. Это не только помогает структурировать материал, но и стимулирует развитие речи), «Облачное письмо» (после прочтения текста каждая ученица записывает свои мысли и впечатления. Это развивает письменную речь, и помогает глубже осмыслить содержание).
Например, практическое задание по методу «Чтение с остановками». Читаем рассказ Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил». Я начинаю урок с обсуждения темы путешествий и трудностей, с которыми могут столкнуться герои. Это помогает создать контекст для прочтения и настроиться на размышления. После прочтения задаю «тонкие» вопросы, они предполагают однозначный ответ, который можно найти в тексте. Поощряю аргументированные ответы. Далее читаю отрывок, после которого провожу обсуждение и задаю «толстые» вопросы, требующие развёрнутого ответа, рассуждений по теме. Урок строю циклично. После каждого нового отрывка девочки делают прогнозы. В результате дети активизировали внимание, формировалось логическое мышление и навыки анализа. Ученики стали не только глубже понимать содержание произведения, но и учиться выражать свои мысли и работать в группе.
Развитие читательской грамотности также происходит через драматизацию и визуализацию. Читаем сказку, обсуждаем основные вопросы, касающиеся персонажей, распределяем роли и разыгрываем выбранный эпизод, стараясь передать эмоции героев. Затем происходит создание визуальной истории: каждая ученица выбирает один эпизод для иллюстрации, презентует свою историю, рассказывая об иллюстрации. В финале мы обсуждаем сказку, драматизацию и её визуальное отображение. Итог – дети глубже понимают сказку, проживая сюжет через эмоции и действия. Ученицы учатся пересказывать, используя наглядные материалы. Развиваются навыки анализа, творчества и совместной работы. Это задание помогает сделать урок интересным и познавательным, а также способствует развитию читательской грамотности и воображения.
Развитию письменной речи помогает «облачное письмо»: краткая, но содержательная рефлексия, где ученики выскажут свои мысли и впечатления. Каждый получает специальный бланк с изображением облачка, где записывает свои мысли. После завершения задания дети по желанию зачитывают свои письма. Таким способом они учатся выражать свои мысли в письменной форме, развивая навыки аргументации, глубже осмысливают текст и его эмоциональный подтекст, формируют личное отношение к ситуации, описанной в рассказе.
За три года работы с моими ученицами я увидела, как активные методы обучения помогают им не только лучше понимать произведения, но и развивают уверенность в себе, учат думать, анализировать и выражать свои мысли. Они начали самостоятельно задавать вопросы, рассуждать и делиться впечатлениями. И я горжусь тем, что могу быть рядом с ними в этот период их развития, помогая открывать мир литературы и формировать навыки, которые будут полезны на протяжении всей жизни.

Гузел ФАЗЛЫЕВА,
учитель начальных классов Герценской ОСШ,
Карасуский район

Реклама