Работа школьного логопеда не ограничивается коррекционными занятиями с детьми, а распространяется и на их родителей, которые, взаимодействуя с учителем, становятся его помощниками и заинтересованными союзниками.

Логопед должен привлечь внимание родителей к воспитанию правильной речи. Родители должны, в свою очередь, оказывать содействие учителю-логопеду в грамотном развитии детей. Именно родители как ближайшие воспитатели своего ребёнка имеют большие возможности влиять на него, дополняя деятельность специалистов, учитывая их рекомендации и установки.
Мы ищем новые формы работы с родителями, но не оставляем прежние, проверенные на личном опыте: анкетирование, консультации, беседы. Систематически проводим индивидуальные и групповые консультации, на которых знакомим родителей с результатами логопедической диагностики в начале и конце учебного года, организацией логопедических занятий, особенностями работы по устранению нарушений речи в этом возрасте, динамике речевого развития, отвечаем на интересующие их вопросы. Обращаем их внимание на необходимость выполнения дома вместе с ребёнком устных и письменных упражнений по заданию логопеда.
Разъясняем, что успех школьника достигается постепенной и последовательной с ним работой, а не скороспешными сдвигами, которых иногда ожидают родители. Большую роль в этом играет позиция заинтересованности, поддержки и помощи родителей в достижениях ребёнка.
В помощь родителям нами в сотрудничестве с психологами школы разработаны рекомендации и основные правила взаимодействия с особенными детьми, советы по организации занятий в домашних условиях, установлению благоприятного микроклимата в семье, укреплению и сохранению физического и психического здоровья детей.
Одной из познавательных и интересных форм взаимодействия с родителями являются обучающие тренинги. В нашей школе был проведён тренинг для родителей по теме «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях», цель которого – практическое знакомство родителей с основными упражнениями здоровьесберегающих технологий, используемых в коррекционно-образовательном процессе. Активное применение технологий здоровьесбережения на логопедических занятиях (пальчиковая гимнастика, кинезиологические программы, массаж пальцев и кистей рук шариками су-джок) повышает речевую активность детей, развивает их речевые умения и навыки, снимает мышечное напряжение, восстанавливает работоспособность, улучшает концентрацию внимания, активизирует познавательные процессы. Родители получили теоретические знания и практические навыки по выполнению комплексов упражнений, рекомендации по их выполнению в домашних условиях, советы по развитию речи младших школьников.
Такие формы взаимодействия убеждают в важности двухсторонних контактов, вооружают родителей знаниями работы с детьми, оказанию им своевременной поддержки и помощи, а дети чувствуют заинтересованность к ним с разных сторон, что немаловажно.
Наша практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс создаёт единое речевое пространство для развития ребёнка, что является необходимым условием для достижения наилучших результатов.
Светлана ИВАНИНА,
Илона ЛОЗА,
учителя-логопеды ОШ №16, г. Костанай
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».