Путь к успеху – в сотрудничестве

Выпуск - №32-33 (529-530)   :   24.08.2022
597

Работа школьного логопеда не ограничивается коррекционными занятиями с детьми, а распространяется и на их родителей, которые, взаимодействуя с учителем, становятся его помощниками и заинтересованными союзниками. 

Логопед должен привлечь внимание родителей к воспитанию правильной речи. Родители должны, в свою очередь, оказывать содействие учителю-логопеду в грамотном развитии детей. Именно родители как ближайшие воспитатели своего ребёнка имеют большие возможности влиять на него, дополняя деятельность специалистов, учитывая их рекомендации и установки.

Мы ищем новые формы работы с родителями, но не оставляем прежние, проверенные на личном опыте: анкетирование, консультации, беседы. Систематически проводим индивидуальные и групповые консультации, на которых знакомим родителей с результатами логопедической диагностики в начале и конце учебного года, организацией логопедических занятий, особенностями работы по устранению нарушений речи в этом возрасте, динамике речевого развития, отвечаем на интересующие их вопросы. Обращаем их внимание на необходимость выполнения дома вместе с ребёнком устных и письменных упражнений по заданию логопеда. 

Разъясняем, что успех школьника достигается постепенной и последовательной с ним работой, а не скороспешными сдвигами, которых иногда ожидают родители. Большую роль в этом играет позиция заинтересованности, поддержки и помощи родителей в достижениях ребёнка.

В помощь родителям нами в сотрудничестве с психологами школы разработаны рекомендации и основные правила взаимодействия с особенными детьми, советы по организации занятий в домашних условиях, установлению благоприятного микроклимата в семье, укреплению и сохранению физического и психического здоровья детей. 

Одной из познавательных и интересных форм взаимодействия с родителями являются обучающие тренинги. В нашей школе был проведён тренинг для родителей по теме «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях», цель которого – практическое знакомство родителей с основными упражнениями здоровьесберегающих технологий, используемых в коррекционно-образовательном процессе. Активное применение технологий здоровьесбережения на логопедических занятиях (пальчиковая гимнастика, кинезиологические программы, массаж пальцев и кистей рук шариками су-джок) повышает речевую активность детей, развивает их речевые умения и навыки, снимает мышечное напряжение, восстанавливает работоспособность, улучшает концентрацию внимания, активизирует познавательные процессы. Родители получили теоретические знания и практические навыки по выполнению комплексов упражнений, рекомендации по их выполнению в домашних условиях, советы по развитию речи младших школьников. 

Такие формы взаимодействия убеждают в важности двухсторонних контактов, вооружают родителей знаниями работы с детьми, оказанию им своевременной поддержки и помощи, а дети чувствуют заинтересованность к ним с разных сторон, что немаловажно. 

Наша практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс создаёт единое речевое пространство для развития ребёнка, что является необходимым условием для достижения наилучших результатов.

Светлана ИВАНИНА,
Илона ЛОЗА,    
учителя-логопеды ОШ №16, г. Костанай

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.