Работать вместе – есть успех!

Выпуск - №48(596)   :   22.12.2023
378

Задача каждого педагога в современной школе – повышение своего профессионального мастерства через обмен опытом с коллегами, посещение семинаров и тренингов, внедрение в практику подхода «Исследование урока». 

Исследование урока – это некая траектория изучения своей деятельности, поиск форм, технологий, приёмов, направленных на повышение качества образования. Мы апробировали эту технологию в нашей школе. С чего мы начали? Прежде всего, с изучения работ Пита Дадли, затем объединились в творческую группу. Технология подразумевает обсуждение, планирование и анализ деятельности. Мы работали в соответствии с циклограммой технологии Lesson Study. Выделили ожидаемые результаты: рост профессионального мастерства учителя, повышение эффективности урока, активизация учебного процесса, совершенствование школьной практики, создание благоприятной учебно-познавательной среды для всестороннего развития личности школьника, применение групповой работы для повышения мотивации учащихся, в перспективе – повышение качества обучения и образования.

Необходимо было определить, как при групповой форме работы ученики взаимодействуют друг с другом, каждый ли вовлечён в учебный процесс, как при обучении в парах они совместно приобретают знания, учатся задавать друг другу вопросы, отвечать на них, производить взаимопроверку. Проблема, которую мы обнаружили: повышение внутренней мотивации учащихся 6 класса через использование новых подходов в преподавании и обучении. Мы определили трёх учеников с высоким, средним и низким уровнем учебных способностей. Обратили особое внимание на совместную оценку работы всех трёх учеников. Чётко обозначили, какого прогресса должен добиться каждый из них. Совместно с фокус-группой составили ожидаемые результаты для учеников А, В, С. Группа учителей провела интервью наблюдаемых учеников после уроков. 

Для достижения целей мы использовали следующие приёмы и методы: «Вопросы высокого и низкого порядка», «Верные-неверные утверждения», «Диаманта», «Нарисуй и запомни», «Восстанови текст», «Импровизация», «Ребусы», «Узнать предмет по описанию», «Продолжи пословицы». Учащиеся составляли по иллюстрациям сообщения, сочиняли рассказы разных жанров, писали эссе. Творческие задания дают огромный простор для фантазии учеников, важно только, чтобы они были достаточно сложными и совершенно понятными.

Используя подход «Урок-исследование», мы пришли к выводу, что разрабатывать урок в коллаборативной среде гораздо эффективней. Все три урока учителями-наблюдателями заполнялись проформы, в устной форме предлагались рекомендации по улучшению практики учителя, проводившего исследовательские уроки. Были рассмотрены как плюсы, так и минусы используемых методов обучения. Из плюсов учителя-практики отметили вовлечение всех учащихся в работу, пускай даже каждый из них работал в меру своих способностей. В ходе работы групп было видно, что ученики старались нести ответственность не только за результат своей работы, но и за результат работы всей группы. 

Таким образом, проведение исследовательских уроков мобилизовало команду учителей, способствовало развитию профессиональных навыков, обмену опытом. У нас сложились доверительные отношения, мы научились работать в команде, где каждый несёт ответственность за результат. 
 

Рымкуль ЕЛЕМЕСОВА,
учитель русского языка и литературы Караманской ОШ, Карасуский район

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.