Развитие медиаграмотности на уроках русского языка

Выпуск - №23(620)   :   14.06.2024
513

Медиаграмотность – важная составляющая современной жизни. Особенно актуальна эта проблема для школьников, которым ещё только предстоит овладеть навыками критического осмысления информации.
Объективно воспринимать полученную информацию, сравнивать разные источники, различать разные жанры публицистического стиля, используемые в СМИ, самим научиться писать тексты в этих жанрах – вот важнейшие задачи обучения медиаграмотности в среднем звене. На протяжении последних трёх лет, начиная с 7 класса, на уроках русского языка я проводила исследование с тремя группами учащихся. Цель исследования: какие техники, методы и приёмы позволяют развивать медиаграмотность школьников на уроках русского языка.
Хочу отметить, что для работы с текстами печатных СМИ, выявления основных особенностей и признаков жанра в лучшей степени подходят методы и приёмы критического чтения и письма. Для изучения текста, понимания авторской позиции, темы и идеи текста, выявления способов воздействия на читателя, в первую очередь, подходят приёмы активного чтения и анализа, такие как «Инсерт» «ПОПС-формула», двухчастный дневник.
Интересно влияние синквейна как способа выделения главного. Сравнение синквейнов участников контрольных групп, в том числе написанных каждым учеником самостоятельно, с последующим анализом в группе позволяет увидеть особенности точки зрения каждого из учащихся, выделить общие тенденции для коррекции заданий.
При этом использование методов и приёмов активного чтения способствовало улучшению письменной речи. При работе с аргументированным эссе учащиеся контрольных групп к 8 классу показывали улучшение по выполнению формативных заданий данного типа на 16%, заданий в СОР и СОЧ – на 13%. В 9 классе данный показатель увеличился до 22% и 20% соответственно. Практически исчезли затруднения при работе с заданиями публицистического стиля: определения целевой аудитории, жанра, темы и идеи, выделения признаков публицистического стиля в тексте. При этом тему, основные признаки и жанры свободно определяли представители всех трёх групп, а в определении основной мысли текста группа учащихся с менее развитыми творческими и исследовательскими навыками долгое время испытывала затруднение. Поэтому с ними проводилась дополнительная работа с использованием текстов близких по тематике, но различающихся вложенными идеями и смыслами.
В то же время проводилась работа с творческими заданиями, требующими осмысленного авторского подхода. Для этого использовались такие приёмы критического чтения и письма, как прогнозирование с помощью открытых вопросов, перепутанные логические цепи, свободное письмо. Планомерное использование данного типа заданий позволяет учащимся со временем предугадывать развитие событий в статье и организовывать и структурировать собственные авторские тексты.
Подчеркну, что для работы по анализу текстов чаще всего использовались материалы республиканской детской газеты. При этом в течение трёх лет ученики сначала читали и анализировали тексты, а потом дополняли и перерабатывали, постепенно переходя к собственному творчеству. Так, одним из наиболее интересных и вызывающих активный отклик заданий стала самостоятельная работа по написанию продолжения текста по предложенному началу и сравнение собственного и авторского текста.
Важным итогом планомерной работы с текстом стала итоговая аттестация в 9 классе. Написание эссе по двум текстам позволило учащимся проявить полученные навыки анализа текста, определение темы, идеи, аргументов и творчески переосмыслить их в эссе с выражением как позиций двух авторов, так и личной, подкреплённой аргументами.
Так достигнута цель исследования: определены техники, методы и приёмы, позволяющие развивать медиаграмотность школьников на уроках русского языка, улучшать их работу по анализу текста, а также способствовать развитию творческих способностей через составление текстов публицистического стиля.

Анна ЛАЗАРЕВА,
учитель русского языка и литературы ОШ №17, г. Костанай

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.