Мы живём в век информации, происходят большие изменения в обществе. Поэтому, чтобы правильно реагировать на эти изменения, ребёнок должен активизировать свои познавательные и творческие способности.
Современные ученики должны учиться добывать знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда. Дети с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.
Для развития познавательных способностей включаю в занятия упражнения на внимание, память, воображение, мышление. Формирование внимания у учащихся младшего школьного возраста не может происходить быстро. Для того чтобы хоть как-то помочь ребёнку овладеть своим вниманием, нужно применять систематически и достаточно долгое время упражнения и игры разного вида.
Упражнение «Опиши предмет». Перед учениками ставлю цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы и описать его.
Картинки «Найди отличие». Все ребята любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным: предложить взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так.
Упражнения на развитие мышления. Любовь к мышлению должна прививаться не через сухие, методические занятия. Мышление – это естественная потребность человека, и главная движущая сила – чувство интереса, радости от преодоления трудностей.
Упражнение «Найди лишнее слово». В каждом ряду нужно подчеркнуть слово, которое по смыслу не подходит к остальным трём словам. Например, ягнёнок, телёнок, осёл, поросёнок.
Упражнение «Вставь недостающее слово». Следует вставить слово из трёх букв, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Пример: кипа(рис)унок, то(вар)еник, пи(лот)ок.
«Составь предложение из слов». Составить предложения из слов – это задания, которые крайне необходимы детям для грамотности речи и умения составлять рассказы.
Для развития восприятия у детей предлагается игра на сравнение предметов между собой. Игра «Узнай предмет»: в коробке предмет, по описанию, по касанию нужно его угадать.
Задания на развитие воображения. Упражнение «Волшебники» (рисование эмоций, чувств). Детям предлагаю две совершенно одинаковые фигуры волшебников. Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого волшебника. Упражнение «Дорисуй фигуру»: нужно к имеющейся геометрической фигуре пририсовать детали, чтобы получилось изображение.
Задания на развитие речи. Упражнение «Сочиняем сказку»: выстраиваю на доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.). Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность. Упражнение «Классификация». Ученику предлагается разделить слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур и т.д. Сколько групп получилось? «Выдумай историю»: предложить детям рассмотреть картинки в книге и совместно придумать новые события. Особое место в развитии способностей занимает проектная деятельность. С первых классов начинаем создавать книжки-малышки по разным темам, кластеры, постеры, буклеты. Дети учатся искать информацию, расширяют кругозор. Использование проектной деятельности выявляет и развивает творческие способности.
Для того чтобы учебная деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна вызывать у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции. Недаром Константин Ушинский утверждал, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в запоминании.
Балдырган ТУРЕТАЕВА,
учитель начальных классов Карасуской ОШ им. Абая