Формировать функциональную грамотность младших школьников на уроках математики с помощью активных методов обучения мы решили больше года назад. Главной задачей таких уроков являются развитие интеллекта ребёнка, его логического мышления.
Успех обучения зависит не только от содержания предлагаемого материала, но и от формы его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. Занимательный материал не только увлекает учащихся, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления.
Для развития функциональной грамотности на уроках математики мы используем такой алгоритм: знание, применение, рассуждение. В нашей практике приёмы активного обучения.
Математические бои. Применяем различные формы решения нестандартных задач, подбираем задачи связанные с жизнью, даём полную самостоятельность учащимся. Команды решают одни и те же задачи, потом по очереди рассказывают решения, а соперники проверяют их. Способ действия: представление ситуации, описанной в задаче; разбивание задачи на смысловые части; моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка; самостоятельное составление задач учащимися (на столько больше, меньше, по данному плану решения, по выражению); решение задач с недостающими данными; изменение вопроса задачи; объяснение готового решения задачи; использование приёма сравнения задач; запись двух решений – одного правильного, другого неправильного; изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием; закончить решение задачи; какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи; составление аналогичной задачи с изменёнными данными; решение обратных задач.
Систематическое использование на уроках математики таких заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях и использовать математические знания в повседневной жизни.
Также мы применяем «мозговой штурм» (магические квадраты, ребусы), тесты, карточки мгновенного контроля, фактологические диктанты (диктант проводится по пройденной теме в течение 4-5 минут. После диктанта необходимо провести спокойную беседу в течение 2-3 минут, чтобы учащиеся могли отдохнуть), выборочный контроль (проверяются выборочно учащиеся, они не знают, кого проверит учитель), разноуровневые самостоятельные работы, карточки самоконтроля (такая карточка помогает отследить слабые звенья учащихся, дети наглядно видят свои результаты. Учитель, опираясь на карточку, даёт дополнительные задания по разделам).
Приём «Бинго». Цель такого приёма – сбор информации, введение в определённую тему, развитие коммуникативных навыков. Каждый ученик получает карточку «бинго», разделённую на квадраты. Каждый квадрат содержит задание, относящееся к теме или цели занятия. Когда ученики найдут подходящего под определения человека, они могут задать ему собственный добавочный вопрос о текущем утверждении и записать в карточку. Это может стать удобным случаем для расширенного обсуждения. Ученики передвигаются по кабинету и проводят сбор информации путём опроса одноклассников. Если ученик собрал необходимые данные, он говорит: «Бинго!». Карточки «бинго» вывешиваются на доску. Учащиеся по желанию рассказывают о своей информации, обсуждают, что интересного узнали, что чувствовали при общении с другими.
Приём «Кто первый». Цель: повторение вычислительных навыков таблицы умножения и деления. Выполнение в паре у доски. Кто первый хлопушкой найдёт правильный ответ. Дети в паре одновременно бросают кубики, кто первый скажет правильный ответ.
Приём «Домино» (в паре, в группе). Цель – повторение изученного материала, развитие вычислительных навыков. Учитель готовит карточки с заданиями, которые состоят из двух частей: на правой записывается выражение, вопрос, понятие, на левой – значение выражения, ответ на вопрос, определение понятия. Учащиеся получают карточки. Первый ученик выходит к доске, прикрепляет свою карточку и устно находит значение выражения, отвечает на вопрос, даёт определение понятию, содержащемся в правой части карточки. Затем ученик, у которого на карточке подходящее значение выражения, ответ на вопрос, определение понятия, выходит к доске, в свою очередь прикрепляет к ней свою карточку и выполняет задание из правой части карточки. Либо класс делится на группы по 4-6 человек. Количество комплектов должно соответствовать количеству групп. Описанные выше действия выполняются в группах, только учащиеся выкладывают свои карточки на парте.
Приём «Древо мудрости» (индивидуально, в паре, групповая). Цель – обобщение материала, формативное оценивание. Учитель составляет вопросы, записывает их на «листочках» и крепит к «дереву». Вопросы распределяются по уровням сложности: жёлтые – уровень знания, понимания и применения; зелёные – уровень анализа и синтеза; красные – уровень оценки. Учащиеся по очереди подходят к дереву, берут записку с вопросом, отвечают устно или письменно. Можно «Древо мудрости» провести по уровням. Тогда будут три дерева с вопросами по уровням сложности.
«Группировка». Цель – передача фактической информации среди учеников и поощрение учеников к поиску связей между утверждениями и/или фактами. Например, «Величины и их единицы измерения». Каждый ученик выбирает карточку (карточки готовятся по количеству учащихся). На карточках записаны единицы измерения величин. Ученики сравнивают свои карточки, классифицируют единицы измерения величин и создают группы в соответствии с проведённой классификацией. Цель можно считать достигнутой, если будут сформированы четыре группы: единицы массы, единицы времени, единицы длины, единицы площади.
Как показала практика, данные методы и приёмы обучения, а так же их системность способствуют развитию функциональной грамотности учащихся на уроках математики, являются хорошим средством воспитания у детей в начальных классах интереса к математике, к логическим заданиям, рассуждениям, желанию проявлять умственное напряжение, сосредоточить внимание на проблеме. Эту работу планируем продолжить и в дальнейшем, а также по данной теме написать научную работу, чтобы поделиться с коллегами своим опытом.
Галина КРУТСКИХ,
Гульзира ГРИЦКО,
Бибинур САРСЕНОВА,
учителя начальных классов школы-лицея №3, г. Житикара
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.