В конце первой четверти ученики 5 класса изучают по русскому языку тему «Реклама автомобиля». И это очень неожиданно и удивительно.
Неожиданно – потому что это же пятиклассники, они только-только перешагнули порог начальной школы, всю первую четверть находились под пристальным наблюдением администрации школы, шёл процесс психолого-педагогического наблюдения за вчерашними ребятами начального звена, за тем, как они адаптируются к новым условиям учёбы, а тут такая серьёзная, я бы сказал, «взрослая» тема. А удивительно это потому что наша современная жизнь – бурлящая, кипящая, перенасыщенная рекламой, переполненная шумом и гулом всевозможных автомобилей, – просится, врывается на урок. От необычной темы урока дохнуло настоящей жизнью, тем, что мы ежедневно видим и слышим.
Тем, кто привык к классической форме проведения урока, на таком уроке всё покажется необычным: само название темы, ключевые слова урока, специальные термины, работа по группам, разнообразные ресурсы урока. Но такова обновлённая программа образования: теория должна соседствовать с практикой, жизнь должна смело вторгаться в течение наших уроков. Урок начинается с создания коллаборативной среды, на экране – два коротких сюжета с яркой рекламой современных автомобилей. Дети без труда связали увиденное на экране с предстоящим уроком и верно определили тему. А вот вопрос о том, как создаётся это явление, какие у него особенности, вызвал определённые затруднения, но всё-таки больше половины ребят хорошенько подумали и выдали ответы. На интерактивной доске все видят табличку: поскольку работа по активному наблюдению и слушанию была непростая, требовала внимательности, понимания информации несплошных текстов, определения особенностей рекламы, она оценивалась учителем по критериям, как того требует новая программа.
Итак, дети определили, что рекламные видеосюжеты были созданы за счёт картинок, изображения, музыки, голоса и, конечно, текста, слов. Они убедительно и совершенно логично объяснили: для того чтобы создать хороший рекламный сюжет, надо быть грамотным, начитанным человеком, иметь хорошее воображение, фантазию и умело обращаться со словом. Всё, начало было положено. После этого звучат цели урока: дети должны понять содержание рекламных слоганов, выяснить приёмы для привлечения внимания аудитории, а к концу урока написать, выдать свой рекламный слоган о достоинствах автомобиля. Конечно, у детей сразу загорелись глаза от такой необычной и увлекательной работы, по заданию учителя они начали вспоминать известные всему городу рекламные изречения. «Цветы, конфеты, как обычно… Поздравь любимых необычно!» – дружно цитируют ребята рекламу на местном радио. После прослушанных примеров ребята изучают содержание рекламных слоганов, данных в учебнике. На экране – таблица, учитель подробно объясняет стилистические приёмы привлечения внимания аудитории: повторы, антонимы, слова с переносным значением, прямая речь, сравнения, обращения, восклицательное предложение, эмоционально окрашенная лексика. Ребята читают рекламные тексты из учебника и определяют, какие приёмы были использованы для их создания.
Радует, что дети внимательно работают с текстами, называют не только простейшие приёмы в виде повторов, антонимов, сравнений, восклицательных знаков, но подмечают обращения и олицетворения в слогане: «Природа говорит тебе: «Спасибо!» А самые продвинутые определили и метафору в тексте: «Это твой ключ от города!» После такой предварительной подготовки и ознакомления с примерами и приёмами создания рекламных слоганов можно постепенно переходить к более сложной, практической, работе. Учебник предлагает следующее задание: даются пары прилагательных «сильный – мощный», «красивый – изящный», «быстрый – стремительный», ребятам надо подумать, какие из них имеют большее воздействие, и какие прилагательные они бы использовали для описания достоинств автомобиля. С полученными словосочетаниями ребята составляют предложения. Это задание учит детей подбирать более яркие, выразительные слова, обогащает речь, делает её сочной, привлекательной, наполненной необычными красками. Задание обращает детей к словарному запасу, мотивирует их к обогащению своей речи.
Так постепенно ребята подходят к решающей фазе занятия: на экране изображён коллаж, надо подумать, какие достоинства автомобиля он передаёт, и придумать по этому коллажу рекламный слоган. Класс превращается в рекламное агентство, все дети становятся рекламными менеджерами, получившими задание от крупного автомобильного концерна. Кроме этого, надо будет объяснить, какие приёмы для привлечения внимания к рекламе были использованы. Работа эта интересная, но сложная, высокого уровня, требует фантазии, умелого, мастерского, виртуозного обращения со словом, поэтому она тоже оценивается по критериям. Дескрипторы учтут и умение использовать приёмы для привлечения внимания аудитории, и применение выразительных средств, и умение составлять грамотный рекламный текст. Работа закипела, дети творчески общаются друг с другом в группах, подсказывают, помогают друг другу, учатся друг у друга. На экране логотипы автомобилей, в помощь детям и названия марок современных авто. Чтобы активизировать ребят и вдохновить их творческий порыв, учитель тоже участвует в создании рекламного слогана, собственным примером заряжает ребят.
И вот через некоторое время зазвучали рекламные творения детей. Дамир Есиналинов: «Его звук тише, чем самая тихая нота домбры, он быстрее, чем ветер, его скорость стремительнее бега скакунов. Собирайся побыстрей и купи наш спорткар скорей!» Вероника Резниченко: «Горы светятся вдали. Кони мчатся по степи. Акын играет на домбре. Передайте всей братве – Покупайте BMW!»
Ну что можно сказать: наши пятиклассники, знающие не понаслышке рекламу и современные марки автомобилей, ясно представляют, что происходит за стенами школы, умеют связывать теорию учебников с практикой жизни, неплохо владеют словом, прекрасно понимают, что нужно расти и развиваться дальше. Согласно требованиям новой программы впереди, в долгом путешествии детей ожидает ещё немало чудес и увлекательных открытий.
Асхат АЛТЫБАЕВ,
учитель русского языка и литературы ОШ №14, г. Рудный
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.