Почему современные дети отстают в своём речевом развитии, говорят всё хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально личностном развитии дошкольников? Одной из причин является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения.
Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется компьютерными играми, развлечениями, связанными с просмотром телевизионных передач, мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей и т. д. К сожалению, взрослые всё чаще относятся крайне неуважительно к слову, не владеют им, не умеют грамотно выражать свои мысли, недооценивают роль звучащего слова в развитии и воспитании ребёнка. Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребёнком всё чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивных бытовых тем.
Нельзя забывать, что полноценное речевое развитие ребёнка осуществляется в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включён всеми своими мыслями и чувствами. Совместная деятельность взрослых и детей способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребёнка, закладывает психо-эмоциональную базу его будущей жизни.
Обратите внимание на метод проекта, который является совместной формой сотрудничества ребёнка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.
Метод проектов:
* формирует коммуникативные навыки;
* эффективное средство речевого развития дошкольников;
* компенсирует проблему дефицита общения;
* развивает познавательный интерес;
* развивает творческое мышление;
* формирует нравственные качества личности;
* развивает у ребёнка знания, умения и навыки;
* создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей;
* нацелен на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Данные подходы к организации работы по познавательно речевому развитию дошкольников существенно обогащают содержание деятельности по развитию речи детей, позволяя развивать личностные субъективные качества ребёнка посредством активизации мотивов общения. Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений.
Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов. Например, реализация задач развития речи предполагает три варианта использования метода проектов: 1) специальные тематические проекты по речевому развитию (монопроекты); 2) интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты по другим образовательным областям; 3) межпредметные интегрированные проекты.
Цель и задачи монопроектов имеют направленность на комплексное решение основных задач, указанных в ФГОС: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Решение задач других образовательных областей, интегрированных в проект, имеет второстепенное значение. Речь и общение сопровождают все другие виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.
Для внедрения в практику работы проектного метода используется следующая модель реализации программы. Участники – дети, родители, педагоги. В своей работе используем следующие формы работы.
С детьми. Развитие основы речевой и языковой культуры. Развитие общих представлений ребёнка об окружающем мире, о себе, о других людях. Развитие природной детской любознательности. Наблюдение, познавательное общение. Знакомство детей с родным краем.
С родителями. Дни открытых дверей. Совместная организация праздников и развлечений, выставок совместного творчества взрослых и детей. Родительский клуб «Творческая гостиная».
С педагогами. Работа творческой группы по наработке практического материала. Методические объединения специалистов. Семинары, консультации, тематические лекции. Консультации по темам «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников», «Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста», «Коммуникативное развитие дошкольников», «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников», «Виды проектов и их использование». Семинар «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста».
Составляется картотека дидактических игр, систематизирован материал по речевому развитию дошкольников. Готовится диагностический материал для проведения тестирования детей по речевому развитию.
В процессе реализации проектной деятельности педагогами могут использоваться следующие приоритетные технологии речевого развития дошкольника. Триз (теория решения изобретательских задач). Мозговой штурм или коллективное решение проблем. Мнемотехника (основная цель – развитие памяти). Логоритмика (речевые упражнения с движениями). Сочинительство (сочинение загадок, стихов, описаний животных и растений, рассматривание картины и составление рассказа по ней). Сказкотерапия (используется начиная с младшей группы. Это позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи). Пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры со словом и звукоподражанием). Артикуляционная гимнастика (система упражнений по формированию звуковой культуры речи). Звукоподражание с разной силой и высотой голоса, скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал подвижные игры с текстом, хороводные игры на основе потешек для детей младшего возраста.
Могут использоваться такие формы и методы работы, как индивидуальная работа, игровые, наглядные, наглядно-действенные методы, сотворчество с воспитателями, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная деятельность, активизация детей на самостоятельную деятельность, показ, анализ образца, словесная инструкция воспитателя, поощрение самостоятельных действий детей, рассматривание, художественное слово, игровые ситуации, сюрпризный момент, аудио- и видеозапись, подражание игровым действиям взрослого, поощрения, рассматривание иллюстраций, художественное слово, игровые действия с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, изменение игрового материала, имитирование, сравнение, игровые приёмы, беседа, консультации, наглядная агитация, анкетирование, оформление папок-передвижек, родительские собрания, дни открытых дверей, досуги, мастер-классы.
Таким образом, для речевого развития дошкольников возможно использование раз личных типов проектов по их содержанию и детской деятельности: творческо-игровые, информационно практические, исследовательские, продуктивно-творческие.
В работе по речевому развитию возможно использовать монопроекты. Вот несколько примеров.
«Я сказочник». Цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта: создание авторских детских книг-сказок.
«Страна волшебных слов». Цель: развитие умений обращаться ко взрослым с просьбой, используя вежливые слова; употреблять вежливые слова в общении с другими людьми.
«Правила доброты». Цель: освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении.
«Остров дружбы», «Школа доверия». Цель: развитие коммуникативных умений, совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнёра по деятельности.
«Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: освоение этикета поведения в трудных ситуациях.
«О дружбе и рыцарстве». Цель: развитие умений видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
«Гость и хозяин». Цель: освоение гостевого этикета.
Ирина ЗИНЕНКО,
воспитатель Тогузакской ОШ, Карабалыкский район
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».