Сила шести шляп. Обучение критическому мышлению на уроках литературы

Выпуск - №46(643)   :   21.11.2024
32

1

Развитие критического мышления учащихся – одна из важнейших задач школы ХХI века. Литература как гуманитарный предмет предоставляет уникальные возможности для формирования у школьников умения анализировать информацию, оценивать различные точки зрения и строить собственные аргументированные суждения.

Методика шести шляп мышления, разработанная Эдвардом де Боно, позволяет структурировать мыслительный процесс и способствует глубокому погружению в текст. Это инструмент, который разделяет процесс мышления на шесть разных «шляп», каждая из которых символизирует определённый аспект анализа. Применение этого метода на уроках литературы позволяет рассматривать произведение с разных позиций, что углубляет восприятие текста, делает его многослойным и позволяет по-новому взглянуть на сюжет, образы и конфликты.

Чтобы продемонстрировать, как работает методика «Шесть шляп мышления» на практике, рассмотрим анализ повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель». Этот метод позволяет погрузиться в текст, понять мотивы героев и сделать важные выводы о человеческих ценностях, ответственности и морали.

Белая шляпа – это шляпа фактов. Здесь ученики сосредотачиваются на фактической информации, представленной в тексте: что именно происходит, кто герои, каковы их отношения и поступки. При анализе повести «Станционный смотритель» белая шляпа позволяет сосредоточиться на основных событиях: молодой офицер увозит дочь смотрителя, а сам отец в отчаянии безуспешно её ищет. На этом этапе мы учим школьников чётко формулировать факты, не добавляя личного отношения, что помогает им быть объективными.

Красная шляпа – это шляпа эмоций. Она побуждает учеников выражать свои чувства, которые вызывает произведение. Например, в нашем случае читатели могут испытывать гнев на офицера, который безответственно соблазнил девушку, или чувство сострадания к смотрителю и его дочери. Красная шляпа важна для развития эмоционального интеллекта, поскольку учит ребят быть внимательными к чувствам других людей и анализировать свои собственные реакции.

2

Чёрная шляпа – шляпа критики. Здесь мы акцентируем внимание на недостатках, противоречиях и слабых местах произведения. На примере «Станционного смотрителя» чёрная шляпа позволяет ученикам задуматься о безответственности офицера и пассивности самого смотрителя, который не предпринимает решительных действий, чтобы защитить свою дочь. Этот этап помогает ребятам критически оценивать текст и формировать навыки анализа.

Жёлтая – шляпа позитивного восприятия, когда мы акцентируем внимание на положительных моментах произведения. Мы предлагаем учащимся искать ценности и положительные качества героев, которые могли бы быть примером. В случае с повестью Пушкина жёлтая шляпа помогает обратить внимание на важные социальные проблемы, поднимаемые автором, и вызывает сочувствие к смотрителю, показывая его человеческие качества.

Зелёная шляпа – это шляпа творчества и генерации новых идей. Здесь школьники могут размышлять, как могли бы развиваться события по-другому, если бы персонажи приняли иные решения. Например, если бы отец сумел найти дочь. Как сложилась бы её судьба? Можно ли было предотвратить трагедию? Зелёная шляпа развивает у ребят творческое мышление и способность видеть альтернативные варианты, что важно не только в литературе, но и в реальной жизни.

Синяя шляпа – это шляпа контроля, которая помогает подвести итоги и сделать выводы. Мы подводим учащихся к общему заключению, чему учит повесть «Станционный смотритель», какие вопросы она поднимает. Эта шляпа позволяет структурировать весь процесс анализа и показать, как каждый элемент мышления дополняет другой.

Применение методики шести шляп мышления на уроках литературы делает анализ произведений более глубоким и многоплановым. Этот метод помогает учащимся рассматривать произведение с разных точек зрения, формировать собственное мнение и учиться аргументировать его. Важной составляющей также является развитие креативности: дети учатся создавать новые идеи и представлять возможные альтернативные события. Всё это способствует развитию критического мышления, эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков, столь необходимых в современном обществе.


Жанна МАРАЛБАЕВА,
учитель русского языка и литературы Карабалыкской ОШ им. М.Горького

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.