Современные подходы к организации преемственности – залог успешного развития ребёнка

Выпуск - №29-30 (577-578)   :   22.08.2023
318

Преемственность между дошкольным и начальным уровнями образования является одним из условий непрерывного образования ребёнка в настоящее время. 

Учителя начальных классов и дошкольные воспитатели ищут пути создания преемственности между дошкольным и начальным образованием. Это связано с тем, что завершение дошкольного периода и поступление в школу – сложный и ответственный период в жизни ребёнка. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов образовательного пространства нашей школы.

Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием: методическая работа, работа с родителями, работа с детьми. На основании этого был составлен план работы по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования.

Традиционной формой знакомства являются экскурсии в школу, посещение музея школы, библиотеки, спортивного зала. Участие детей ДО в мероприятиях школы (линейка 1 сентября), участие первоклассников в выпускном утреннике детского сада, встреча со школьниками – бывшими воспитанниками детского сада – всё это вызывает у детей желание пойти в школу, вселяет уверенность в своих силах. Такое сотрудничество детей позволяет добиться положительных результатов в работе.

Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного года. Они способны к равноправному взаимодействию не только в плане создания условий для семейного воспитания, но и к полноценному развитию своих детей. Родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, проводятся в ДО с участием учителя, набирающего 1 класс. Учителя отвечают на вопросы родителей будущих первоклассников. Заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволяет по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребёнка переход из ДО в начальную школу безболезненным и успешным.

Методическая работа предполагает проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч и т.д. для педагогов школы и воспитателей ДОУ. Большую работу с детьми проводит психолог школы. Проводятся различные диагностики, облегчая работу с детьми в 1 классе.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы. Воспитатели и учителя начальных классов нашей школы работают в тесном сотрудничестве. Наши воспитатели не варятся в «собственном котле», относительно методического саморазвития. Они также активно участвуют в исследовании своей практики, практики своих коллег-учителей. Работают по кураторской методике, тесно взаимодействуют в рамках исследования урока. И это не единичные пусть даже методические мероприятия, это система, целью которой является переосмысление форм, методов и средств, возможность попробовать какую-то практику в своей деятельности. 

Остановлюсь более подробно на исследовательских практиках, над которыми работает наша школа. Наиболее успешно используется Lesson Study в целях совершенствования методики преподавания и повышения уровня знаний детей. Внедрение и использование Lesson Study затрагивает интересы как минимум трёх субъектов взаимодействия: обучающихся, опытного и молодого специалиста. Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с единомышленниками, а через них и со всей адаптивной средой. Опытные коллеги развивают свои деловые качества, повышают профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Работа в этом направлении позволяет решить ряд проблем:  умение работать в команде, уважительное отношение коллег друг к другу (технология исключает «разбор полётов»), взаимообмен педагогическими находками,  формирование у педагога умений диагностировать, прогнозировать результаты.

Центральное место в Lesson Study имеет процесс исследования урока или изучения урока, в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для решения вопроса: каким образом возможно развивать определённый педагогический подход для повышения качества обучения?

Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность используемых методов.

Приведу пример внедрения исследования занятия в старшей группе ДМЦ по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин», который состоял из трёх этапов. 1 этап – формирование команды и распределение ролей (команда может включать несколько педагогов). 2 этап – изучение исследовательской литературы. 3 этап – определение проблемного вопроса, выдвижение гипотезы.

Следующий этап – три цикла Lesson Study. Каждый цикл включал совместное планирование занятия, проведение занятия, интервьюирование воспитанников, обсуждение и планирование следующего занятия с учётом предложенных рекомендаций. Темы для исследования подбираются актуальные для конкретного класса или группы. Например, «Как использование художественного слова влияет на активизацию речевой сферы детей», «Факторы, влияющие на мотивацию учащихся при работе в группе».

Кураторская методика «Триада» предполагает участие пары учителей, равных по статусу, которые, посещая уроки, могут учиться друг у друга. Их работу координирует куратор – опытный наставник. Наблюдаемый аспект урочной деятельности выбирается заранее, а обсуждение проведённого урока происходит в присутствии куратора. Перед началом посещения уроков, очень важна первая встреча, на которой необходимо наметить план на ближайший цикл. Далее педагоги планируют наиболее эффективные методы и формы работы, посещают занятия друг у друга, наблюдают за учащимися и анализируют результаты. В рефлективных отчётах или протоколах фиксируют достижения, проблемы и пути их решения, что помогает улучшить качество учебно-воспитательного процесса. 

Работа в тройке – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Вместе сообща мы приходим к общему мнению и решаем, нужно ли учителям поработать над той или иной задачей или перейти к новому пункту.

Совместное обсуждение целей, стратегий, технологий, методик дали нам возможность улучшать преподавание, развивать исследовательский и творческий потенциал всех участников образовательного процесса. Большинство педагогов сместили акцент с позиции «как мы будем учить» на позицию «как дети будут учиться и как мы узнаем, что каждый ребёнок научился».

Такие подходы к организации преемственности на разных ступенях развития детей проходят два уровня преемственных связей и дают возможность обеспечить согласование между результатами в подготовке и развитии личности ребёнка на разных образовательных ступенях. Работа по преемственности продолжается и при переходе выпускников начальной школы на следующую ступень образования. Продолжается тесное сотрудничество с коллегами по проблемам преемственности. 

Конечный результат по данным исследованиям – это создание методических продуктов: сборники по Lesson Study и кураторской методике «Триада». Сборники содержат технологические и рефлексивные карты, таблицы наблюдений за исследуемыми учениками, рефлексивные отчёты. Исследовательская работа по проблемам преемственности не ограничивается рамками нашей школы. Опытом своей работы мы делимся в педагогических сообществах, на семинарах районного уровня, областной августовской конференции.

Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из ДО в начальную школу безболезненным и успешным. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.


Светлана КАЖАЕВА,
учитель начальных классов Тогузакской ОШ, Карабалыкский район

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.