Специфика работы кабинета поддержки инклюзии

Выпуск - №41(689)   :   06.11.2025
108

image

В настоящее время растёт количество детей с минимальными мозговыми дисфункциями. Дети с особыми образовательными потребностями испытывают постоянные и временные потребности в специальных условиях для получения образования соответствующего уровня. Ключевой целевой установкой кабинета поддержки инклюзии является создание условий для полного и эффективного включения ребёнка с ООП в образовательную среду школы.
Это означает, что кабинет – лишь опорная площадка, а не «параллельный» формат обучения: личностные, коммуникативные и академические достижения ученика должны проявляться, прежде всего, в основном классе и на школьной территории. Для достижения этого КПИ обеспечивает непрерывный цикл сопровождения: первичную диагностику и определение особых образовательных потребностей; разработку (или адаптацию) программ обучения и индивидуальных образовательных маршрутов; реализацию коррекционных и развивающих программ; мониторинг динамики развития; междисциплинарное взаимодействие специалистов; методическую поддержку учителей и системную работу с родителями.
Показателен опыт общеобразовательной школы №8, где в 2023 году был открыт кабинет поддержки инклюзии. Пространство организовано в соответствии с лучшими практиками: выделены зона сенсорной разгрузки, рабочая зона учителя, зона индивидуальных и зона групповых занятий. При запуске КПИ особое внимание уделялось не только оборудованию, но и методической поддержке педагогов: внедрены визуальные расписания, карточки пошаговых инструкций, чек-листы наблюдения; налажена регулярная обратная связь с родителями; пересмотрены школьные процедуры сопровождения на уроках и переменах. Уже в первый год работы команда сделала акцент на формировании учебного и группового поведения в зоне групповых занятий, чтобы обеспечить уверенный перенос этих навыков в общеобразовательный класс. Такой «школьно-центричный» подход повышает эффективность инклюзии и соответствует методическим установкам.
Практическая организация КПИ опирается на функциональное зонирование пространства и ресурсное обеспечение коррекционно-развивающей работы. Типично в кабинете выделяют четыре взаимосвязанные зоны. Первая – зона индивидуальных занятий. Здесь проводится работа по конкретным целям индивидуальной программы обучения: развитие речи, формирование базовых академических навыков, тренировка саморегуляции, обучение альтернативной коммуникации и др. Вторая – зона отдыха и сенсорной разгрузки. Здесь размещают сенсорное оборудование (мягкие модули, тактильные панели, световые столы, балансиры, утяжелённые изделия и др.), а сценарии её использования включают краткие «сенсорные паузы» между учебными задачами, упражнения на глубокое давление, дыхательные и релаксационные техники. Третья – зона групповых занятий, максимально приближённая к условиям обычного класса (парты, доска, визуальные инструкции, таймер). Здесь формируются навыки учебного и группового поведения, отрабатывается восприятие фронтальных инструкций, развиваются навыки социального взаимодействия со сверстниками. Четвёртая – рабочее место учителя/специалиста КПИ. Оно должно быть функциональным, чтобы оперативно конструировать и обновлять адаптированные материалы, отвечая на динамику образовательных потребностей ребёнка и запросы предметников.
Практика указывает на необходимость целевого штатного и материального усиления КПИ: ввод тьюторов, учителей-дефектологов, логопедов, ассистентов. В этом учебном году в нашей школе ввели в штат индивидуального помощника, который помогает ученику передвигаться по школе.
Содержательные направления работы КПИ включают психолого-педагогическое сопровождение детей с ООП, индивидуальные и групповые занятия со специалистами (логопедом, дефектологом, психологом), методическую помощь учителям и классным руководителям, системную работу с родителями, мониторинг динамики развития, организацию коррекционных программ (сенсомоторная коррекция, развитие речи, социализация). Каждое из направлений имеет собственные задачи и инструменты.
Диагностика и подбор адаптированной образовательной программы начинается с комплексной оценки: когнитивной, речевой, сенсорной, моторной сфер, социально-эмоционального развития, навыков самообслуживания и учебного поведения. По итогам формируется профиль сильных и уязвимых сторон ребёнка, на основе которого команда специалиста КПИ и классной команды определяет приоритетные цели на период и ожидаемые измеримые результаты.
Создание развивающей и безопасной среды – ещё один базовый блок. Это не только про оборудование, но и про регламенты: визуальные расписания дня и урока, «карта выбора» деятельности, правила класса в пиктограммах, чёткие пошаговые инструкции на карточках, таймеры, цветовая кодировка материалов. Такие элементы снижают неопределённость, поддерживают предсказуемость и формируют у ребёнка чувство контроля над ситуацией. Сюда же относится управление сенсорной нагрузкой — нормирование времени в «тихой зоне», алгоритмы «сенсорной паузы», подбор средств саморегуляции .
С точки зрения ожидаемых результатов, КПИ измеряет успех не только по количеству проведённых занятий, а по показателям участия и самостоятельности ребёнка в основном классе: увеличение времени включённости в групповую работу, снижение частоты дезадаптивного поведения, рост объёма выполненных учебных заданий, расширение коммуникативного репертуара, более стабильное эмоциональное состояние в течение учебного дня. Эти параметры фиксируются в картах мониторинга и обсуждаются на школьных консилиумах с участием родителей, классной команды и специалистов КПИ.
Таким образом, специфика работы КПИ – в его системности: от грамотно организованного пространства и индивидуализированного планирования до управленческого цикла и междисциплинарного партнёрства. Это не «отдельная территория» для детей с ООП, а механизм, делающий всю школу более доступной, предсказуемой и успешной для каждого ребёнка.

Гульнара САДЕНОВА,
учитель-логопед ОШ №8, г. Костанай

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».