STEM и география

Выпуск - №46(643)   :   21.11.2024
539

STEM-1

Внедрение STEM-подхода в преподавание географии приносит множество положительных результатов, как для учеников, так и для образовательного процесса в целом. Давайте рассмотрим подробнее, какие изменения происходят благодаря интеграции науки, технологий, инженерии и математики в географию.
Для учащихся. Развитие навыков XXI века: ученики приобретают навыки критического мышления, решения проблем, сотрудничества, креативности и коммуникации, необходимые для успешной жизни в современном мире. Повышение интереса к предмету: STEM-проекты делают географию более интерактивной и увлекательной, что способствует повышению мотивации учащихся. Глубокое понимание географических процессов: благодаря экспериментам, моделированию и анализу данных, ученики получают более глубокое понимание природных явлений, климатических изменений, геологических процессов и т.д. Формирование экологического сознания: STEM-проекты часто направлены на решение экологических проблем, что способствует воспитанию ответственного отношения к окружающей среде. Подготовка к будущей профессии: STEM-навыки востребованы во многих сферах деятельности, включая географию, экологию, геологию, картографию и другие. Особенно для учащихся выпускных 9 и 11 классов.
Для образовательного процесса. Модернизация обучения: STEM-подход делает обучение более современным и актуальным, отвечающим требованиям времени. Интеграция различных дисциплин: География тесно связана с другими науками, и STEM-подход способствует междисциплинарному обучению. Развитие творческого потенциала учащихся: STEM-проекты стимулируют учащихся к поиску нестандартных решений и творческому подходу к изучению географии. Создание активной учебной среды: ученики становятся не пассивными слушателями, а активными участниками образовательного процесса. Подготовка к переходу на цифровые технологии: использование цифровых инструментов и платформ в STEM-проектах готовит учащихся к работе в цифровой среде.

STEM-1


Собственный практический опыт показывает результативность данной интеграции на уроках географии. Примеры конкретных результатов. Создание интерактивных карт и атласов: ученики могут самостоятельно создавать карты, используя ГИС-технологии, и анализировать географические данные. Разработка экологических проектов: ученики могут исследовать местные экосистемы, предлагать решения экологических проблем и разрабатывать планы по их реализации. Проведение метеорологических наблюдений: ученики могут собирать данные о погоде, анализировать их и делать прогнозы. Моделирование геологических процессов: ученики могут создавать модели вулканов, землетрясений и других геологических явлений. Проектирование «умных городов»: ученики могут разрабатывать проекты по улучшению городской среды с использованием современных технологий.
Как интегрировать STEM на уроках географии? Существует множество способов, вот некоторые из них. Проектная деятельность: создание моделей рельефа местности с использованием различных материалов. Разработка экологических проектов по изучению и улучшению окружающей среды. Создание карт и атласов с использованием геоинформационных систем (ГИС). Эксперименты: изучение свойств почв, воды, горных пород; моделирование природных явлений (извержение вулкана, землетрясение). Использование цифровых технологий: создание презентаций, видеороликов, инфографики;  программирование географических игр и симуляций; использование геоинформационных систем для анализа данных. Междисциплинарные проекты: сочетание географии с историей, литературой, искусством для создания комплексных проектов. Сотрудничество с другими учителями для реализации совместных проектов.

STEM-2


Примеры заданий на уроках географии в 7-11 классах для развития STEM-навыков. Построить модель вулкана и провести «извержение», используя соду, уксус и пищевой краситель. Создать карту местности с помощью дрона или квадрокоптера. Разработать проект по озеленению школьного двора или парка. Провести исследование качества воды в ближайшем водоёме. Создать 3D-модель горной системы.
Интеграция STEM-подхода в преподавание географии открывает новые возможности для развития учащихся. Она позволяет сделать обучение более эффективным, интересным и актуальным. Благодаря этому география превращается из формальной дисциплины в живой и увлекательный предмет, который помогает понять окружающий мир и формирует активную гражданскую позицию. Главное – это создать условия для того, чтобы каждый ученик мог раскрыть свой потенциал и стать настоящим исследователем окружающего мира.
STEM представляет собой интегрированный подход обучения, в рамках которого академические научно-технические концепции изучаются в контексте реальной жизни. Чтобы преуспеть в качестве STEM-педагога, необходимо следовать следующим советам: используйте в процессе обучение реальные проблемы мирового масштаба (медицинские, экологические, экономические, социальные) для поиска их решения; акцентируйте внимание на диалоговом обучение, став «мастером вопросов»; взаимодействуйте с учителями других предметов для междисциплинарного планирования.

Анна АНИЩЕНКО,
учитель географии Садчиковской ОШ,
Марина ПРАЩУР,
учитель географии ОШ №2, г. Тобыл, Костанайский район

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4