STEM и география

Выпуск - №46(643)   :   21.11.2024
254

STEM-1

Внедрение STEM-подхода в преподавание географии приносит множество положительных результатов, как для учеников, так и для образовательного процесса в целом. Давайте рассмотрим подробнее, какие изменения происходят благодаря интеграции науки, технологий, инженерии и математики в географию.
Для учащихся. Развитие навыков XXI века: ученики приобретают навыки критического мышления, решения проблем, сотрудничества, креативности и коммуникации, необходимые для успешной жизни в современном мире. Повышение интереса к предмету: STEM-проекты делают географию более интерактивной и увлекательной, что способствует повышению мотивации учащихся. Глубокое понимание географических процессов: благодаря экспериментам, моделированию и анализу данных, ученики получают более глубокое понимание природных явлений, климатических изменений, геологических процессов и т.д. Формирование экологического сознания: STEM-проекты часто направлены на решение экологических проблем, что способствует воспитанию ответственного отношения к окружающей среде. Подготовка к будущей профессии: STEM-навыки востребованы во многих сферах деятельности, включая географию, экологию, геологию, картографию и другие. Особенно для учащихся выпускных 9 и 11 классов.
Для образовательного процесса. Модернизация обучения: STEM-подход делает обучение более современным и актуальным, отвечающим требованиям времени. Интеграция различных дисциплин: География тесно связана с другими науками, и STEM-подход способствует междисциплинарному обучению. Развитие творческого потенциала учащихся: STEM-проекты стимулируют учащихся к поиску нестандартных решений и творческому подходу к изучению географии. Создание активной учебной среды: ученики становятся не пассивными слушателями, а активными участниками образовательного процесса. Подготовка к переходу на цифровые технологии: использование цифровых инструментов и платформ в STEM-проектах готовит учащихся к работе в цифровой среде.

STEM-1


Собственный практический опыт показывает результативность данной интеграции на уроках географии. Примеры конкретных результатов. Создание интерактивных карт и атласов: ученики могут самостоятельно создавать карты, используя ГИС-технологии, и анализировать географические данные. Разработка экологических проектов: ученики могут исследовать местные экосистемы, предлагать решения экологических проблем и разрабатывать планы по их реализации. Проведение метеорологических наблюдений: ученики могут собирать данные о погоде, анализировать их и делать прогнозы. Моделирование геологических процессов: ученики могут создавать модели вулканов, землетрясений и других геологических явлений. Проектирование «умных городов»: ученики могут разрабатывать проекты по улучшению городской среды с использованием современных технологий.
Как интегрировать STEM на уроках географии? Существует множество способов, вот некоторые из них. Проектная деятельность: создание моделей рельефа местности с использованием различных материалов. Разработка экологических проектов по изучению и улучшению окружающей среды. Создание карт и атласов с использованием геоинформационных систем (ГИС). Эксперименты: изучение свойств почв, воды, горных пород; моделирование природных явлений (извержение вулкана, землетрясение). Использование цифровых технологий: создание презентаций, видеороликов, инфографики;  программирование географических игр и симуляций; использование геоинформационных систем для анализа данных. Междисциплинарные проекты: сочетание географии с историей, литературой, искусством для создания комплексных проектов. Сотрудничество с другими учителями для реализации совместных проектов.

STEM-2


Примеры заданий на уроках географии в 7-11 классах для развития STEM-навыков. Построить модель вулкана и провести «извержение», используя соду, уксус и пищевой краситель. Создать карту местности с помощью дрона или квадрокоптера. Разработать проект по озеленению школьного двора или парка. Провести исследование качества воды в ближайшем водоёме. Создать 3D-модель горной системы.
Интеграция STEM-подхода в преподавание географии открывает новые возможности для развития учащихся. Она позволяет сделать обучение более эффективным, интересным и актуальным. Благодаря этому география превращается из формальной дисциплины в живой и увлекательный предмет, который помогает понять окружающий мир и формирует активную гражданскую позицию. Главное – это создать условия для того, чтобы каждый ученик мог раскрыть свой потенциал и стать настоящим исследователем окружающего мира.
STEM представляет собой интегрированный подход обучения, в рамках которого академические научно-технические концепции изучаются в контексте реальной жизни. Чтобы преуспеть в качестве STEM-педагога, необходимо следовать следующим советам: используйте в процессе обучение реальные проблемы мирового масштаба (медицинские, экологические, экономические, социальные) для поиска их решения; акцентируйте внимание на диалоговом обучение, став «мастером вопросов»; взаимодействуйте с учителями других предметов для междисциплинарного планирования.

Анна АНИЩЕНКО,
учитель географии Садчиковской ОШ,
Марина ПРАЩУР,
учитель географии ОШ №2, г. Тобыл, Костанайский район

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.