Ученик должен потрогать изучаемую тему

Выпуск - №36 (533)   :   15.09.2022
395

Начало каждого учебного года знаменуется анализом ранее полученных знаний. Чаще всего, анализ принимает форму тестов, контрольных. Готовы ли дети в начале года испытать стресс с заданиями, содержащими сухую фактологию? Считаю, что задания творческого характера подходят для этого лучше. 

Поделюсь своими наблюдениями прошлого года за детьми, которые познают, вовлекаясь, а не просто выступают, как приемники информации. Составил кроссворды и ребусы под единым названием «Исторический поезд» для учеников 5-8 классов. Получилось интересное и занимательное мероприятие. Ученики высказывали мнения и сами себе ставили оценки. Они вышли из формата обыкновенного урока: смеялись, громко говорили, обсуждали и спорили. 

«Круглый стол» создаёт такую же свободную обстановку, где ученик может (и должен) свободно дискутировать. Такой стол был организован в честь 150-летнего юбилея знаменитого земляка, писателя, поэта и общественного деятеля Ахмета Байтурсынова. Отмечу, что участники, ученики 8-11 классов, оповещённые заранее о теме, готовились самостоятельно. Использовали данные, доступные на сайтах архивов и музеев Казахстана и РФ. Источники были разные и на «Круглом столе» ученики бурно дискутировали о биографии писателя и размышляли о конкретном влиянии его трудов на современное общество.  

В процессе прохождения интеллектуальной игры «Брейн ринг» ученики 5-7 классов познакомились с традициями народов. Игра называлась «Традиция народов — золотая колыбель». В ходе игры ученикам необходимо было ответить на вопросы, связанные с историей родного края, культурой и традициями народов, проживающих на территории Казахстана. Разнообразия добавляла сама структура нашего народа. У каждой национальности свои традиции, одежда, слова, и дети нередко обращались к своим дедушкам и бабушкам за помощью. Связь поколений – связь времён и традиций. 

Считаю, что изучаемый предмет необходимо приблизить к ребёнку настолько, насколько это возможно. Иногда для этого не приходится прилагать усилий. К примеру, 15 февраля мы провели круглый стол с учениками, посвященный 33-летию вывода войск из Афганистана. Спикерами были ученики, у которых родственники принимали участие в боевых действиях. В процессе мероприятия учащиеся задавали вопросы. Через девять дней случилось 24 февраля, и тема локальных конфликтов стала ещё актуальнее. Наверняка, и это событие скоро найдет своё отражение на уроках истории. 

Особое место, конечно, занимает Великая Отечественная война. Интеллектуальная игра для учеников 8-11 классов была посвящена победе. В процессе проведения ученикам необходимо было ответить на вопросы, связанные с событиями Великой Отечественной войны и жизнью ветеранов нашего родного края. Особенно хотелось отметить хорошие знания учащихся об исторических событиях по этой теме.

На круглом столе «Никто не забыт, ничто не забыто» для учеников 8-11 классов спикеры не скрывали эмоций. Некоторые дети, выступая перед одноклассниками, даже плакали, рассказывая о прадедушках и прабабушках. Вновь в процессе подготовки ученики собирали информацию по крупицам, используя сайты «Память народа», «Ветераны Костанайской области», архивы Казахстана. Собственные изыскания, как известно, лучше закрепляют материал в памяти. Но самую ценную информацию они получали от своих бабушек и дедушек. Они бережно хранят память и теперь передают сегодняшнему поколению.

Детей не останавливали преграды, они звонили и спрашивали у своих родственников по всему Казахстану и даже за границей. Приятно было увидеть, когда ученики принесли портреты и награды своих героев.  Часто вовлечь ребёнка в урок нелегко. Всё меняется, когда ученик попробует на язык изучаемую тему…

Уроки истории – это не только кабинет, где можно узнать информацию из уст учителя, поработать с заданиями различного характера используя учебник, раздаточный материал (архивные данные, карты, официальные сайты с красочной иллюстрацией), видео- и аудиоинформацию. Это и экскурсия по историческим и культурным местам нашего края. Здесь дети получают впечатления и информацию, которые никогда не передать за 45 минут урока.

Такая экскурсия была проведена для учеников 5 класса, в ходе которой они посетили памятники, посвящённые истории освоения целинных и залежных земель. Увидели памятник Турсынбай батыру: он в период Казахского ханства вел борьбу с захватчиками сначала как воин, впоследствии как полководец и верный соратник знаменитого Абылай хана. Также мы посетили стелу, посвящённую Камшат Доненбаевой, первой женщине-трактористке, Герою Социалистического труда СССР. Мы побывали в архиве Мендыкаринского района. Экскурсию нам провела методист Татьяна Бобылева. Ученики познакомились с новыми профессиями, увидели, как и где хранятся документы, потрогали их руками. Узнали, как происходит процесс оформления документации и насколько важны для истории данная профессия и архив как государственное учреждение.

Конечно, воспитание должно начинаться с семьи. Если дома родители рассказывают об истории своего рода, о простых и знаменитых людях – это лучше всего. Своими творческими уроками в школе мы можем только приблизиться к семье. Эта концепция круглых столов, интеллектуальных игр, экскурсий, конечно, не нова. Мне, кажется, такой подход к историческому познанию имеет право на большее время в общем соотношении занятий.  

В целом же считаю, что в воспитании подрастающего поколения сформированное историческое мышление и сознание играют очень важную роль. Ведь тот, кто не знает прошлого, не имеет будущего. И скольких ошибок, которые мы сейчас наблюдаем, можно было бы избежать, хорошенько зная историю.

Дамир СУЛТАНОВ, 
учитель истории, основ права Первомайской ОШ, Мендыкаринский район

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.