Увидеть, услышать, потрогать…

Выпуск - №48(495)   :   09.12.2021
178

Как сделать жизнь детей в школе более привлекательной? Как приобщить школьников к творчеству? Как раскрыть потенциал каждого ученика? Ответы на эти вопросы мы постарались найти. 

Превратить учёбу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности детей позволит такая форма обучения, как урок-экскурсия. Наглядность, доступность, научность, связь теории и практики – эти дидактические принципы реализуются на уроках-экскурсиях. 


Всё большую популярность приобретает внедрение образовательного туризма, а одним из главных мировых трендов в таком туризме признана «живая» визуализация учебных программ. Работа ведётся по принципу «нет зрителей, все – активные участники». Занятия в интерактивном режиме проходят с использованием технологии «модульного погружения», что позволяет не только увидеть-услышать-потрогать, но и прожить ту ситуацию, в которой оказались ученики. Это оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, способствует лучшему запоминанию и осознанию полученной информации. А главное, позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью.

Мы активно практикуем образовательный туризм в рамках изучения дисциплины «Художественный труд». Это один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний и способствует соединению теории с практикой. Так, в учебной программе 6 класса есть тема «Анимация», и экскурсия в закулисье Костанайского областного театра кукол помогла осуществить визуализацию школьной программы. С истории театра, представленной в фойе, начинается наша экскурсия. Яркие, красочные и запоминающиеся постановки кукольного театра зрители всегда принимают с восторгом. Но немногие знают, какой путь проходит кукла, прежде чем попасть на сцену. Рассказ, о том какими бывают куклы, как художник закладывает в них характер, вызывал у ребят большой интерес. Ученики узнали, что в кукольном театре есть цеха, где создают сценических персонажей и декорации от эскизов до воплощения их в различных техниках – из гипса, дерева, папье-маше… Каждый день здесь лепят, кроят, вырезают и мастерят всевозможных зверушек, красавиц и злодеев художники-бутафоры. Конструктор кукол их «оживляет» с помощью проволоки, лески и других приспособлений. А наполняет куклу душой, конечно же, актёр. 

В завершение нашего путешествия мы заглянули в специально оборудованное помещение, где хранятся куклы. Это настоящее царство спящих игрушечных артистов: марионеток, перчаточных, гапитно-тростевых и планшетных кукол. Одни совсем крошечные и могут поместиться на ладошке, другие – в рост взрослого человека. 
Ещё одна увлекательная экскурсия была организована для 5 классов в рамках изучения темы «Искусство пластических форм. Скульптура». Образовательный маршрут привёл нас в мастерскую известного костанайского скульптора Егора Кислицына. Подобные экскурсии в художественные мастерские дают возможность ученикам ознакомиться с произведениями мастеров изобразительного искусства, окунуться в творческий процесс рождения произведений, увидеть все этапы создания работ. Во время экскурсии ребята узнали много о трудоёмком процессе создания скульптуры, о вдохновении, о красоте, пропорциях, материалах и инструментах. Егор Геннадьевич подробно рассказал о процессе создания скульптуры, показал свои готовые работы и поделился планами на будущее.

Во время каждой экскурсии ученики делают записи, зарисовки и фотографии. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой обобщается, систематизируется увиденное и услышанное, высказываются впечатления. Собранные материалы и наблюдения обрабатываются и представляются на сайте школы. 

Экскурсия может стать отправной точкой для дальнейшей научно-исследовательской работы школьников, мотивировать их на поиск новых источников информации, в том числе и на работу с архивами. Регулярное проведение уроков-экскурсий открывает перспективы решения многих проблем интеграции уроков, расширяет кругозор, активизирует восприятие материала детьми, способствует их всестороннему воспитанию и развитию. Да и в целом жизнь школьников становится интересней и содержательней, наполняется яркими впечатлениями и радостью творчества. И, конечно же, образовательный туризм помогает связать теорию и практику, учёбу с жизнью. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
 

Татьяна БУРЫКИНА, 
Ольга ЖАКУПОВА, 
учителя художественного труда Заречной ШЛ, Костанайский район

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".