Увидеть, услышать, потрогать…

Выпуск - №48(495)   :   09.12.2021
310

Как сделать жизнь детей в школе более привлекательной? Как приобщить школьников к творчеству? Как раскрыть потенциал каждого ученика? Ответы на эти вопросы мы постарались найти. 

Превратить учёбу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности детей позволит такая форма обучения, как урок-экскурсия. Наглядность, доступность, научность, связь теории и практики – эти дидактические принципы реализуются на уроках-экскурсиях. 


Всё большую популярность приобретает внедрение образовательного туризма, а одним из главных мировых трендов в таком туризме признана «живая» визуализация учебных программ. Работа ведётся по принципу «нет зрителей, все – активные участники». Занятия в интерактивном режиме проходят с использованием технологии «модульного погружения», что позволяет не только увидеть-услышать-потрогать, но и прожить ту ситуацию, в которой оказались ученики. Это оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, способствует лучшему запоминанию и осознанию полученной информации. А главное, позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью.

Мы активно практикуем образовательный туризм в рамках изучения дисциплины «Художественный труд». Это один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний и способствует соединению теории с практикой. Так, в учебной программе 6 класса есть тема «Анимация», и экскурсия в закулисье Костанайского областного театра кукол помогла осуществить визуализацию школьной программы. С истории театра, представленной в фойе, начинается наша экскурсия. Яркие, красочные и запоминающиеся постановки кукольного театра зрители всегда принимают с восторгом. Но немногие знают, какой путь проходит кукла, прежде чем попасть на сцену. Рассказ, о том какими бывают куклы, как художник закладывает в них характер, вызывал у ребят большой интерес. Ученики узнали, что в кукольном театре есть цеха, где создают сценических персонажей и декорации от эскизов до воплощения их в различных техниках – из гипса, дерева, папье-маше… Каждый день здесь лепят, кроят, вырезают и мастерят всевозможных зверушек, красавиц и злодеев художники-бутафоры. Конструктор кукол их «оживляет» с помощью проволоки, лески и других приспособлений. А наполняет куклу душой, конечно же, актёр. 

В завершение нашего путешествия мы заглянули в специально оборудованное помещение, где хранятся куклы. Это настоящее царство спящих игрушечных артистов: марионеток, перчаточных, гапитно-тростевых и планшетных кукол. Одни совсем крошечные и могут поместиться на ладошке, другие – в рост взрослого человека. 
Ещё одна увлекательная экскурсия была организована для 5 классов в рамках изучения темы «Искусство пластических форм. Скульптура». Образовательный маршрут привёл нас в мастерскую известного костанайского скульптора Егора Кислицына. Подобные экскурсии в художественные мастерские дают возможность ученикам ознакомиться с произведениями мастеров изобразительного искусства, окунуться в творческий процесс рождения произведений, увидеть все этапы создания работ. Во время экскурсии ребята узнали много о трудоёмком процессе создания скульптуры, о вдохновении, о красоте, пропорциях, материалах и инструментах. Егор Геннадьевич подробно рассказал о процессе создания скульптуры, показал свои готовые работы и поделился планами на будущее.

Во время каждой экскурсии ученики делают записи, зарисовки и фотографии. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой обобщается, систематизируется увиденное и услышанное, высказываются впечатления. Собранные материалы и наблюдения обрабатываются и представляются на сайте школы. 

Экскурсия может стать отправной точкой для дальнейшей научно-исследовательской работы школьников, мотивировать их на поиск новых источников информации, в том числе и на работу с архивами. Регулярное проведение уроков-экскурсий открывает перспективы решения многих проблем интеграции уроков, расширяет кругозор, активизирует восприятие материала детьми, способствует их всестороннему воспитанию и развитию. Да и в целом жизнь школьников становится интересней и содержательней, наполняется яркими впечатлениями и радостью творчества. И, конечно же, образовательный туризм помогает связать теорию и практику, учёбу с жизнью. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
 

Татьяна БУРЫКИНА, 
Ольга ЖАКУПОВА, 
учителя художественного труда Заречной ШЛ, Костанайский район

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4