Работая с детьми младшего школьного возраста, учитель находится в поиске таких методов и приёмов работы на уроках, которые бы совершенствовали способности учащихся и позволили бы им учиться успешно, динамично, с увлечением.
Особенно важным я считаю развитие мыслительной деятельности детей. Как и другие личностные качества, мышление можно развивать. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Я думаю, что овладение детьми критическим мышлением – это шаг к активной, творческой деятельности в последующей школьной жизни, к результативной учебной деятельности.
Сегодня учитель перестаёт быть единственным носителем знания, как это было раньше. Поэтому задачей учителя на уроке в большей степени становится роль проводника в мире информации. Но при этом он, конечно, сам должен владеть разносторонними знаниями и умениями быстро и эффективно находить нужную информацию, чтобы завоевать авторитет у детей. Они должны вслед за учителем стремиться знать больше, уметь лучше.
Процесс обучения двусторонний, если учебный результат неудовлетворительный, то нельзя обвинять в этом только ученика. Успех в обучении ребёнка во многом зависит от того, как его учит учитель, какие цели он реализует. Развитие самодостаточной и творческой личности ребёнка возможно только при эффективном взаимодействии его с педагогом. Именно избранный педагогом стиль взаимодействия помогает раскрыть внутренний потенциал ученика, но так же может и негативно повлиять на формирование его личности. Поэтому в начальных классах на первый план выходит индивидуальный подход к каждому ученику, психологическая грамотность учителя.
Цель работы учителя в начальной школе – помочь каждому ребёнку пробудить и развить заложенные природой положительные способности, возможности и желание их совершенствовать. Эту цель может осуществить учитель, который убеждён в значимости каждой человеческой жизни, который может и желает помочь любому своему ученику.
Реализуя учебные и воспитательные задачи, учитель совершенствует своё мастерство и творит собственную технологию, рассчитанную на свой класс. И делает он это успешно и лучше, если использует в своей практике различные подходы, методы и приёмы, чтобы каждый урок для ребёнка был интересным, раскрывал свой клад знаний, открывал мир с разных сторон.
Содержание любого урока определяется, прежде всего, программой и учебником. Но следует понимать, что современное преподавание – не копирование, а воплощение методических идей. Главным должен быть вдумчивый подход к внедрению методических рекомендаций с учётом конкретных условий работы с детьми всего класса. Только просмотрев все рекомендации, проанализировав необходимые учебные пособия и дидактические материалы, обдумав различные методы, с помощью которых должна быть достигнута цель, можно составить собственный поурочный план.
Так, на уроках литературного чтения и познания мира, естествознания дети сами находят информацию и делятся с другими учениками. Многие уроки провожу с использованием информационно-коммуникационных технологий: применение компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания тёплого эмоционального фона. Обязательно применяю игровые технологии на уроках. Ведь игра – это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Учитывая разный уровень подготовки детей, различия в развитии памяти, мышления, внимания использую разноуровневые задания. В каждом классе есть дети, которые медленно читают и понимают смысл прочитанного. Ребята с высоким уровнем мыслительной деятельности знакомятся с новым материалом, получая новые сведения или углубляя свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Дети с низким уровнем мыслительной деятельности могут работать в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Использую разнообразные формы организации учебного занятия: коллективные, групповые, индивидуальные, парные.
Современный учитель, если хочет быть интересным детям, должен быть эрудированной, многогранной личностью. Мы должны помнить, что делаем это для того, чтобы помочь ребёнку осознать своё место в мире, научить уважать права и свободу других людей, обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности и способности каждого. В начальной школе мы помогаем детям обрести самые важные знания и жизненные навыки, которые они будут применять всю жизнь.
Акбота КАБДЫСАЛЫКОВА,
учитель начальных классов Алтынсаринской ОШ, Камыстинский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.