В последнее время много говорят о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать путём развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Одна из основных задач образования – воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения основных жизненных ценностей других народов, взаимопонимания, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений. Актуальна данная проблема и для Казахстана, многонациональной страны, на территории которой проживает огромное количество людей разных этносов, вероисповеданий и культур. Очень важно начинать эту работу с детьми младшего школьного возраста, когда закладываются основы восприятия мира во всём его многообразии. Толерантность – это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Детство младшего школьного возраста – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во взаимоотношениях с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Можно начать работу по воспитанию толерантности с чтения книг-сказок, так как жизнь неразрывно связана с книгой. В наш компьютерный век становится всё меньше людей, которые увлекаются чтением. К счастью, уроки литературного чтения в начальной школе дают большие возможности реализовать данное направление. Сказка обеспечивает трансляцию и усвоение социокультурного опыта человечества ребёнком. Восприятие сказки обеспечивает усвоение нормативно заданных социокультурных образцов нравственного поведения. Сказка даёт возможность войти внутрь жизни, пережить её. В процессе этого переживания создаётся определённое отношение и моральные оценки, которые для ребёнка имеют большую принудительную силу, чем оценки, сообщаемые и усваиваемые.
Сказка может многому научить. Чему же? Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти. Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою. Старуха, получает всё больше и больше, но жадность и властность не приносят ей ничего хорошего. Приобретая многое, она теряет всё и остаётся у разбитого корыта. Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека.
Сказка Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок» учит быть добрым в любой ситуации. Бедному утёнку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество. Но, не смотря на это, он остался добрым. И ведь он был награждён – вырос в прекрасного лебедя.
В сказке И. Гауфа «Карлик Нос» главный герой Якоб был превращён в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой. Ему пришлось пройти много испытаний и лишений. Но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми, кто имеет странную внешность: они тоже люди и имеют право на жизнь.
Сказка большой помощник в воспитании толерантности. Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые герои плохо заканчивают свою биографию. Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Сказка учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она ни казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, помощь друзей. Сказки могут нас многому научить: любови, дружбе, доброте, милосердию, верности. Главное – помочь ребёнку всё это увидеть и осознать.
Оксана ВОЛЧКОВА,
учитель начальных классов ОШ №6, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.