В последнее время много говорят о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать путём развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Одна из основных задач образования – воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения основных жизненных ценностей других народов, взаимопонимания, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений. Актуальна данная проблема и для Казахстана, многонациональной страны, на территории которой проживает огромное количество людей разных этносов, вероисповеданий и культур. Очень важно начинать эту работу с детьми младшего школьного возраста, когда закладываются основы восприятия мира во всём его многообразии. Толерантность – это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Детство младшего школьного возраста – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во взаимоотношениях с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Можно начать работу по воспитанию толерантности с чтения книг-сказок, так как жизнь неразрывно связана с книгой. В наш компьютерный век становится всё меньше людей, которые увлекаются чтением. К счастью, уроки литературного чтения в начальной школе дают большие возможности реализовать данное направление. Сказка обеспечивает трансляцию и усвоение социокультурного опыта человечества ребёнком. Восприятие сказки обеспечивает усвоение нормативно заданных социокультурных образцов нравственного поведения. Сказка даёт возможность войти внутрь жизни, пережить её. В процессе этого переживания создаётся определённое отношение и моральные оценки, которые для ребёнка имеют большую принудительную силу, чем оценки, сообщаемые и усваиваемые.
Сказка может многому научить. Чему же? Например, в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти. Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою. Старуха, получает всё больше и больше, но жадность и властность не приносят ей ничего хорошего. Приобретая многое, она теряет всё и остаётся у разбитого корыта. Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека.
Сказка Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок» учит быть добрым в любой ситуации. Бедному утёнку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество. Но, не смотря на это, он остался добрым. И ведь он был награждён – вырос в прекрасного лебедя.
В сказке И. Гауфа «Карлик Нос» главный герой Якоб был превращён в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой. Ему пришлось пройти много испытаний и лишений. Но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми, кто имеет странную внешность: они тоже люди и имеют право на жизнь.
Сказка большой помощник в воспитании толерантности. Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые герои плохо заканчивают свою биографию. Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Сказка учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она ни казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, помощь друзей. Сказки могут нас многому научить: любови, дружбе, доброте, милосердию, верности. Главное – помочь ребёнку всё это увидеть и осознать.
Оксана ВОЛЧКОВА,
учитель начальных классов ОШ №6, г. Костанай
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.