Современное образование стремится к формированию не просто носителя знаний, но личности, способной применять эти знания в реальной жизни. Системно-деятельностный подход, являющийся основой современных образовательных программ, направлен на развитие универсальных учебных действий.
Проектная задача – это одна из ключевых форм организации учебного процесса, которая позволяет реализовать принципы системно-деятельностного подхода. Она создаёт условия для активного вовлечения учащихся в процесс познания, побуждает их к самостоятельным поискам, развивает творческие способности, формирует навыки саморегуляции и умение применять полученные знания на практике.
Что отличает проектную задачу от традиционных форм обучения?
1. Реалистичность: проектные задачи по форме и содержанию приближены к реальным жизненным ситуациям, что делает процесс обучения более интересным и значимым для учащихся.
2. Комплексность: решение проектной задачи предполагает использование различных действий, средств и при ёмов, которые не всегда применяются в стандартных формах обучения.
3. Творческий подход: учащиеся не просто получают готовые знания, а активно участвуют в их поиске и обработке, что способствует развитию их творческого потенциала.
4. Практическая направленность: итогом решения проектной задачи всегда является реальный продукт – текст, схема, макет, анализ ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков. Этот продукт может быть использован не только в рамках учебного процесса, но и в реальной жизни.
В зависимости от учебного предмета и возраста учащихся проектные задачи могут быть самыми разнообразными. В начальной школе – создание мини-музея, посвящённого истории родного края, разработка информационного буклетика об охране природы, постановка театральной пьесы по любимой сказке. В средней школе – проведение социологического исследования о влиянии социальных сетей на молодёжь, разработка маркетинговой стратегии для нового продукта, создание видеоролика о значимых исторических событиях. В старшей школе – проведение научного эксперимента по изучению определённого физического явления, разработка бизнес-плана для стартап-проекта, написание эссе на актуальную социальную тему.
Можно сказать, что проектная задача – это эффективная форма организации учебного процесса, которая способствует развитию самостоятельности, творческих способностей и ключевых компетенций учащихся. Использование проектных задач в образовательном процессе позволяет сделать обучение более интересным, актуальным и эффективным, подготавливая учащихся к успешной жизни в современном мире.
Нургуль АМАНБАЕВА,
учитель русского языка и литературы ОШ №4 имени Кейкі батыра, г. Аркалык
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.