Современное образование стремится к формированию не просто носителя знаний, но личности, способной применять эти знания в реальной жизни. Системно-деятельностный подход, являющийся основой современных образовательных программ, направлен на развитие универсальных учебных действий.
Проектная задача – это одна из ключевых форм организации учебного процесса, которая позволяет реализовать принципы системно-деятельностного подхода. Она создаёт условия для активного вовлечения учащихся в процесс познания, побуждает их к самостоятельным поискам, развивает творческие способности, формирует навыки саморегуляции и умение применять полученные знания на практике.
Что отличает проектную задачу от традиционных форм обучения?
1. Реалистичность: проектные задачи по форме и содержанию приближены к реальным жизненным ситуациям, что делает процесс обучения более интересным и значимым для учащихся.
2. Комплексность: решение проектной задачи предполагает использование различных действий, средств и при ёмов, которые не всегда применяются в стандартных формах обучения.
3. Творческий подход: учащиеся не просто получают готовые знания, а активно участвуют в их поиске и обработке, что способствует развитию их творческого потенциала.
4. Практическая направленность: итогом решения проектной задачи всегда является реальный продукт – текст, схема, макет, анализ ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков. Этот продукт может быть использован не только в рамках учебного процесса, но и в реальной жизни.
В зависимости от учебного предмета и возраста учащихся проектные задачи могут быть самыми разнообразными. В начальной школе – создание мини-музея, посвящённого истории родного края, разработка информационного буклетика об охране природы, постановка театральной пьесы по любимой сказке. В средней школе – проведение социологического исследования о влиянии социальных сетей на молодёжь, разработка маркетинговой стратегии для нового продукта, создание видеоролика о значимых исторических событиях. В старшей школе – проведение научного эксперимента по изучению определённого физического явления, разработка бизнес-плана для стартап-проекта, написание эссе на актуальную социальную тему.
Можно сказать, что проектная задача – это эффективная форма организации учебного процесса, которая способствует развитию самостоятельности, творческих способностей и ключевых компетенций учащихся. Использование проектных задач в образовательном процессе позволяет сделать обучение более интересным, актуальным и эффективным, подготавливая учащихся к успешной жизни в современном мире.
Нургуль АМАНБАЕВА,
учитель русского языка и литературы ОШ №4 имени Кейкі батыра, г. Аркалык
Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.