Вся наша жизнь – череда различных проектов

Выпуск - №1-2(549-550)   :   13.01.2023
418

В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития. Задача учителя – научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. 

Важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, планировать действия, сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Проекты в младших классах – это трудно, это проблематично, т.к. дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Практика проведения учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, её можно проводить как индивидуально, так и с большой группой детей.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации. Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. 

Всё вышесказанное подтолкнуло нас создать учебно-методический комплекс, в который вошли: программа, методическое пособие для учителя и рабочая тетрадь для ученика. Методическое пособие «Мастерская юного исследователя» для 2 класса предназначено для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и способствует формированию готовности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

В основе курса «Мастерская юного исследователя» лежат принципы научности, доступности, а также идеи государственной программы «Цифровой Казахстан 2020». Особенностью является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Методическое пособие «Мастерская юного исследователя» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей. Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Хочется отметить, что проектная работа связана с тем, что возникает потребность перейти из ситуации, где есть проблема, в ситуацию, где я решу эту проблему или найду способы её решения. Особенность состоит в том, что нет готовых рецептов. Когда нет известных средств для решения проблемы, запускается ситуация проектирования. Таким образом, в проектной работе основная задача – найти пути достижения цели.

Школьник приходит в школу, чтобы осваивать учебную деятельность. В начальной школе он осваивает позицию ученика. Ребёнок должен стать учеником, а на выходе – субъектом собственной учебной деятельности. То есть, мы должны научить ребёнка учиться, самостоятельно добывать знания и их применять.

Инна БОЖКО,
Юлия ЧОПОВСКАЯ,
учителя начальных классов школы-лицея им. Абая, г. Житикара

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».