Вся наша жизнь – череда различных проектов

Выпуск - №1-2(549-550)   :   13.01.2023
298

В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития. Задача учителя – научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. 

Важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, планировать действия, сотрудничать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Проекты в младших классах – это трудно, это проблематично, т.к. дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Практика проведения учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, её можно проводить как индивидуально, так и с большой группой детей.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации. Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. 

Всё вышесказанное подтолкнуло нас создать учебно-методический комплекс, в который вошли: программа, методическое пособие для учителя и рабочая тетрадь для ученика. Методическое пособие «Мастерская юного исследователя» для 2 класса предназначено для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и способствует формированию готовности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

В основе курса «Мастерская юного исследователя» лежат принципы научности, доступности, а также идеи государственной программы «Цифровой Казахстан 2020». Особенностью является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Методическое пособие «Мастерская юного исследователя» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей. Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Хочется отметить, что проектная работа связана с тем, что возникает потребность перейти из ситуации, где есть проблема, в ситуацию, где я решу эту проблему или найду способы её решения. Особенность состоит в том, что нет готовых рецептов. Когда нет известных средств для решения проблемы, запускается ситуация проектирования. Таким образом, в проектной работе основная задача – найти пути достижения цели.

Школьник приходит в школу, чтобы осваивать учебную деятельность. В начальной школе он осваивает позицию ученика. Ребёнок должен стать учеником, а на выходе – субъектом собственной учебной деятельности. То есть, мы должны научить ребёнка учиться, самостоятельно добывать знания и их применять.

Инна БОЖКО,
Юлия ЧОПОВСКАЯ,
учителя начальных классов школы-лицея им. Абая, г. Житикара

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.