Вторая жизнь букваря началась на родине Алтынсарина

Выпуск - №37 (484)   :   24.09.2021
299

Новый учебный год ознаменован возвращением в школы учебника, название которого известно каждому из нас с тех пор, когда мы были детьми. Это букварь – первая учебная книга школьника. 

Яркий, интересный, содержательный букварь вручили на торжественных линейках 1 сентября всем первоклашкам страны. Символично, что учебный год начался с классных часов, посвящённых 180-летию со дня рождения Ибрая Алтынсарина. А слова из его знаменитого стихотворения «Давайте, дети, учиться!» стали лейтмотивом линеек для первоклассников. Костанайская область может заслуженно гордиться тем, что именно здесь, на родине Алтынсарина шла работа над новым букварём.

Над созданием учебно-методического комплекса «Букварь» трудились учителя начальных классов Елена Богатырёва, Раиса Бучина, Ольга Труханова, Надежда Регель и молодой учёный, доктор PhD, доцент КазНУ им. аль Фараби Малика Аймагамбетова.

В этом учебном году костанайской общеобразовательной школе №23 имени М.Козыбаева исполняется 30 лет. И столько же лет здесь работают авторы букваря. Это не первый их опыт в создании учебных пособий. Начиная с 2015 года Елена Богатырёва, Раиса Бучина, Ольга Труханова, Надежда Регель сотрудничают с издательством «Алматыкітап баспасы». Было создано пятнадцать базовых учебно-методических комплексов, вошедших в приказ министра образования и науки Республики Казахстан. Огромное спасибо авторский коллектив выражает Тамаре Калашниковой – специалисту высокого уровня, которого знает вся страна. Тамара Михайловна возглавляла творческую группу учителей Костанайской области по созданию учебников обновлённого содержания образования. По этим учебникам, рабочим тетрадям, электронным пособиям занимаются все школьники начальных классов с русским языком обучения в Казахстане. Это и УМК «Обучение грамоте» для 1 класса, впервые написанное по обновлённой программе, УМК «Русский язык» и «Литературное чтение» для 2-4 классов, учебные пособия на web-платформе ТорIQ – первой национальной платформе электронных учебников. Не забыли авторы и о детях с особыми образовательными потребностями. Наши педагоги участвовали в создании учебников для слабовидящих и незрячих учащихся.

Каким же должен быть современный букварь? Возможно, каждый ответит по-своему. А на вопрос «когда учиться легко?» ответ, скорее всего, будет одинаковый: когда изучаемый материал доступен для усвоения и интересен каждому ребёнку, и уже читающему, и только начинающему знакомиться с буквами. 

- Как показывает практика, наиболее успешными оказываются учебники, написанные людьми, много лет проработавшими в школе и не утратившими умения разговаривать с детьми, - говорит Елена Богатырёва. – Во многом при написании учебника нам помог опыт работы в классах личностно-ориентированного обучения, который мы накопили за 15 лет проведения эксперимента. Не надо забывать о том, что ребёнок – это маленький человек, для которого необходимы общение, понимание, одобрение, помощь, совет. Желание учиться пробуждается у ребёнка только тогда, когда он ощущает заинтересованность взрослого человека. У нас в 23 школе 15 лет работали классы личностно-ориентированного обучения. Все мы прошли через такие классы. Это помогло создавать учебники, ориентируясь на интерес детей.

Новый букварь ориентирован на первоклассников, которые учатся читать. Все тексты для чтения построены на изученных буквах. Но при этом в нём сосредоточены методические условия для обучения чтению детей разного уровня дошкольной читательской подготовки. Это позволит учителю на уроке организовать дифференцированный подход в изучении детьми предложенного материала.

Используя методику Ахмета Байтурсынова, в новом букваре авторы выстроили системное обучение, при котором учитываются функции каждого звука в слове. Учебный материал на уроке даётся от простого к сложному: звук, буква, слог, слово, предложение, текст. Один урок занимает разворот учебника. Это позволило создать маленький формат букваря. В новом учебнике есть уроки изучения новой темы, уроки закрепления, уроки проверки усвоения изученного материала, где задания представлены по степени сложности.

Ключевым моментом в содержании нового букваря является отражение казахстанского контента, содействующего воспитанию патриотизма, национальных культурных духовно-нравственных ценностей. Рассматривая материал учебника, можно обратить внимание на многогранность содержания, яркое оформление и логичное построение материала, направленное на личностно-ориентированное обучение. Знания, которые получают с помощью букваря первоклассники, закрепляются в специально разработанных дидактических играх. Интересным для детей моментом в работе с новым учебником, будет то, что страницы книги «оживают» с помощью дополненной реальности. Нужно навести камеру смартфона на QR-код, и рисунки превратятся в подвижные картинки. 

В букваре есть задания на развитие всех видов речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Это способствует обогащению словарного запаса учащихся, формированию социальных навыков взаимодействия и сотрудничества для работы с классом, в группе, в паре.

В учебно-методический комплекс «Букварь» кроме учебника входят прописи. С их помощью ученики знакомятся с написанием букв и их элементов; работают над звуковыми схемами слов; рисуют, обводят, выполняют штриховку; учатся писать слова и предложения. 

Логическим продолжением букваря является УМК «Обучение грамоте». Здесь решаются основные задачи уроков послебукварного периода: учить детей правильному и грамотному письму, постепенно знакомить с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, орфографии, синтаксиса и пунктуации, вырабатывать осознанное чтение. 

Кроме бумажных учебников, авторы принимали участие в разработке электронной версии букваря на платформе TopIQ.KZ. Содержание электронного учебника дополнено интерактивными заданиями, видео- и аудиоматериалами, с помощью которых школьник может быстрее и эффективнее усваивать учебный материал. Мультимедийная среда электронной версии букваря создана с учётом возрастных особенностей учащихся. Используя электронный учебник платформы TopIQ.KZ, можно применять на уроке активные методы обучения, развивающие у ребят функциональную грамотность.

Электронный букварь состоит из двух частей, в каждой есть условные обозначения и инструкция по работе с учебником. Очень удобно пользоваться кнопками и стрелками, чтобы листать весь учебник от страницы к странице. Нажимая на стрелки электронного букваря, ученик может услышать тексты урока или увидеть «живую» картинку. На уроках ознакомления с новой буквой даны интерактивные образцы написания букв. Учебник может быть использован на различных электронных носителях и подстраивается под экран используемого гаджета. К заданиям для самостоятельной роботы даются ключи с ответами. «Ожившее» изображение совы используется для сообщения правил и рефлексии в конце урока. 

Современные дети мыслят быстрее нас. Они умнее нас. Они талантливее. Для них сегодня открыт мир. Мы верим, что это то поколение, которое изменит Казахстан. Учебники для современных детей должны не только давать знания, но и учить детей думать, рассуждать, объяснять, применять полученные знания в повседневной жизни. Надеемся, что таким добрым помощником в обучении, станет для первоклассников букварь.

Владимир МИХАЙЛЕНКО,
учитель русского языка и литературы ОШ №23 им. М.Козыбаева, г. Костанай

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.