Аль-Фараби и современное гражданское общество

Выпуск - №22(418)   :   29.05.2020
263

Что такое современное гражданское общество? Школьники и взрослые с лёгкостью ответят: это государство, где у каждого человека есть свои права и обязанности, которые они обретают с рождения.

Для построения гражданского общества требуется сильная политическая система, которая будет обеспечивать гражданам демократические свободы (получение образования, создание семьи, удовлетворение экономических потребностей, участие в политической жизни государства и т.д.). В своё время формулировку гражданского общества дал аль-Фараби: «По природе своей каждый человек устроен так, что для собственного существования и достижения наивысшего совершенства он нуждается во многих вещах, которые он не может доставить себе один и для достижения которых он нуждается в некоем сообществе людей, доставляющих ему каждый в отдельности какую- либо вещь из совокупности того, в чём он испытывает потребность». Из этой формулировки вытекает вывод: чтобы государство было процветающим, нужно создать коллективное государство с единым правителем или аристократией. В первом и втором случае аль-Фараби интерпретировал учения Аристотеля: «Как и Аристотель, Фараби считает, что самый лучший город, это «коллективный город» т.е. такой, в котором каждый житель полностью волен делать то, что пожелает. Его жители сами избирают себе правителей, которые правят ими в соответствии с волей жителей».

В современном казахстанском обществе наблюдаются положительные тенденций построения гражданского общества. Уже с конца 90-х годов были запущены разные проекты: 1997 год был объявлен Годом памяти жертв репрессий, 1998 год – Годом национального согласия и истории, 1999 год – Годом преемственности поколений, 2000 год – Годом культуры, 2001 год – Годом независимости, 2002 год – Годом здоровья, 2003-2005 годы – Годами подъёма села, 2019 – Год молодёжи, 2020 – Год волонтёрства. Все эти проекты направлены на улучшение жизни граждан, что в свою очередь способствует развитию и усовершенствованию гражданского общества в рамках всемирной глобализации.

Делая выводы из вышеперечисленного, мы видим проявление идей аль- Фараби, которые актуальны сейчас. Если обратиться к истории, идеи аль- Фараби не совпадали с реалиями его времени: «Как и всякие неординарные идеи своего времени, политические концепции Фараби не совпадали с действовавшими теоретическими канонами арабской культуры, которые ориентировались на реальные образы исламского халифата». Это говорит о том, что аль-Фараби предвидел будущее государств современного мира.

Так же интересно привести рассуждения аль-Фараби, где он критикует коррупцию и существование различных конфессиональных объединений, которые подрывают мирную жизнь общества «добродетельного города» (город будущего, каким представлял его аль-Фараби, где процветает справедливость, уважение к себе подобным, уважение к старшим и т.д). «Фараби основывал свое отрицательное отношение к межвидовой и внутривидовой борьбе в коллективе людей также и на том, что, по его мнению, между людьми существуют определённые связи, благодаря которым они обеспечивают условия своего существования. Такие связи имеют разнообразные формы… Слабые для приобретения блага прибегают к средствам обмана и демагогии. Для получения желаемых благ они уверяют других в существовании божеств загробного мира с его адом и раем, дабы другие боялись… Всё это – хитрости и ловушки, которые использует тот, кто не способен бороться за эти блага открыто и честно, козни, к которым прибегает тот, кто не имеет силы захватить эти блага собственными руками и силой своего оружия, без притворства и чужой помощи…» В данном отрывке видны пороки нашего современного общества, где сейчас в роли «невежественных городов» (у Аль-Фараби понимается государство, власть, люди, у которых на первый план выходит личное обогащение за счёт других и отрицание всех правильных поступков) выступает коррупция и различные псевдо-конфессиональные объединения.

Благодаря политике руководства страны, в Казахстане проводятся различные профилактические мероприятия по противодействию коррупции и деятельности деструктивных религиозных объединений, что влечёт за собой построение «добродетельного города», как написано в трудах аль-Фараби.

Мирас ИСПАМБЕТОВ,
учитель истории Новостройской СШ, Карабалыкский район

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.