Аль-Фараби и современное гражданское общество

Выпуск - №22(418)   :   29.05.2020
432

Что такое современное гражданское общество? Школьники и взрослые с лёгкостью ответят: это государство, где у каждого человека есть свои права и обязанности, которые они обретают с рождения.

Для построения гражданского общества требуется сильная политическая система, которая будет обеспечивать гражданам демократические свободы (получение образования, создание семьи, удовлетворение экономических потребностей, участие в политической жизни государства и т.д.). В своё время формулировку гражданского общества дал аль-Фараби: «По природе своей каждый человек устроен так, что для собственного существования и достижения наивысшего совершенства он нуждается во многих вещах, которые он не может доставить себе один и для достижения которых он нуждается в некоем сообществе людей, доставляющих ему каждый в отдельности какую- либо вещь из совокупности того, в чём он испытывает потребность». Из этой формулировки вытекает вывод: чтобы государство было процветающим, нужно создать коллективное государство с единым правителем или аристократией. В первом и втором случае аль-Фараби интерпретировал учения Аристотеля: «Как и Аристотель, Фараби считает, что самый лучший город, это «коллективный город» т.е. такой, в котором каждый житель полностью волен делать то, что пожелает. Его жители сами избирают себе правителей, которые правят ими в соответствии с волей жителей».

В современном казахстанском обществе наблюдаются положительные тенденций построения гражданского общества. Уже с конца 90-х годов были запущены разные проекты: 1997 год был объявлен Годом памяти жертв репрессий, 1998 год – Годом национального согласия и истории, 1999 год – Годом преемственности поколений, 2000 год – Годом культуры, 2001 год – Годом независимости, 2002 год – Годом здоровья, 2003-2005 годы – Годами подъёма села, 2019 – Год молодёжи, 2020 – Год волонтёрства. Все эти проекты направлены на улучшение жизни граждан, что в свою очередь способствует развитию и усовершенствованию гражданского общества в рамках всемирной глобализации.

Делая выводы из вышеперечисленного, мы видим проявление идей аль- Фараби, которые актуальны сейчас. Если обратиться к истории, идеи аль- Фараби не совпадали с реалиями его времени: «Как и всякие неординарные идеи своего времени, политические концепции Фараби не совпадали с действовавшими теоретическими канонами арабской культуры, которые ориентировались на реальные образы исламского халифата». Это говорит о том, что аль-Фараби предвидел будущее государств современного мира.

Так же интересно привести рассуждения аль-Фараби, где он критикует коррупцию и существование различных конфессиональных объединений, которые подрывают мирную жизнь общества «добродетельного города» (город будущего, каким представлял его аль-Фараби, где процветает справедливость, уважение к себе подобным, уважение к старшим и т.д). «Фараби основывал свое отрицательное отношение к межвидовой и внутривидовой борьбе в коллективе людей также и на том, что, по его мнению, между людьми существуют определённые связи, благодаря которым они обеспечивают условия своего существования. Такие связи имеют разнообразные формы… Слабые для приобретения блага прибегают к средствам обмана и демагогии. Для получения желаемых благ они уверяют других в существовании божеств загробного мира с его адом и раем, дабы другие боялись… Всё это – хитрости и ловушки, которые использует тот, кто не способен бороться за эти блага открыто и честно, козни, к которым прибегает тот, кто не имеет силы захватить эти блага собственными руками и силой своего оружия, без притворства и чужой помощи…» В данном отрывке видны пороки нашего современного общества, где сейчас в роли «невежественных городов» (у Аль-Фараби понимается государство, власть, люди, у которых на первый план выходит личное обогащение за счёт других и отрицание всех правильных поступков) выступает коррупция и различные псевдо-конфессиональные объединения.

Благодаря политике руководства страны, в Казахстане проводятся различные профилактические мероприятия по противодействию коррупции и деятельности деструктивных религиозных объединений, что влечёт за собой построение «добродетельного города», как написано в трудах аль-Фараби.

Мирас ИСПАМБЕТОВ,
учитель истории Новостройской СШ, Карабалыкский район

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4