Перефразируя известное выражение, начну: «О язык, ты – мир!» Язык – мост между мирами.
Язык – не просто средство общения, это живая ткань, из которой соткана культура, история и выражение всех человеческих чувств. Каждое слово – это не только буквы на бумаге, но и целая вселенная: многое можно выразить Словом. «В начале было Слово!» Как некогда заметил Антуан де Сент-Экзюпери: «Язык – это не только способ общения, это способ быть».
В нашем мире, где информация врывается в жизнь с такой силой, что порой теряется, «задыхается» возможность осмысления, детей нужно учить не только искусству коммуникации, но и грамотно писать, не смотря на то, что проблемы с грамотностью существовали всегда. Использование гаджетов оказало значительное влияние на грамотность письма. В текстовых сообщениях часто пренебрегают правилами пунктуации, орфографии. Это приводит к формированию привычки не соблюдать правил письма. С одной стороны, смартфоны исправляют и дописывают, можно не напрягаться, не проверять написанное. Это, безусловно, мешает вдумчивости и грамотности. С другой стороны, гаджеты и интернет обеспечивают доступ к множеству образовательных ресурсов. Мы легко можем улучшить навыки письма, используя онлайн-курсы, приложения для обучения и грамматические справочники.
На помощь в обучении русскому языку придёт в скором времени и мой практический круизный гид, моё электронное пособие «Несплошные тексты к урокам русского языка для умников и умниц», который, надеюсь на это, вдохновит моих учеников любить язык и грамотно использовать его на письме. Кратко объясню название авторского проекта. Для меня, любящей русский язык, это не просто учебное пособие, а настоящий практический круизный гид по бескрайним просторам русского языка, который поможет моим умным ученикам открыть для себя удивительный мир языкознания. Название работы «Практический круизный гид «Несплошные тексты к урокам русского языка для умников и умниц» мною интерпретируется как метафорический способ (есть такой термин «метафора из метафор») донести мысль: любите этот удивительный мир русского языка! Термин «круизный гид» обычно ассоциируется с туристическими путеводителями, которые помогают путешественникам ориентироваться в новых местах, понимать культуру, находить интересные и важные направления. Подразумевается, что пособие поможет ученикам «путешествовать» по миру русского языка, по миру, предлагающему несплошные тексты (схемы и таблицы), облегчающие изучение правил.
Практический аспект указывает на то, что авторский продукт применим на практике, может быть использован во внеурочной деятельности, в учебном процессе (непосредственно на уроках), а не только в теоретическом осмыслении.
Несплошные тексты. Этот термин указывает на то, что тексты, представленные в пособии, имеют фрагментарный характер и могут быть использованы для анализа или работы с отдельными разделами языка, такими как орфография, пунктуация, синтаксис.
Таким образом, название моей работы подчеркивает её цель: помочь учащимся эффективно ориентироваться в изучении русского языка, получая информацию в доступной и наглядной форме. Слова «для умников и умниц» добавляют нотку лёгкости и интереса, намекая на то, что работа предназначена для любознательных, «мотивированных» и стремящихся к знаниям ребят.
Когда-то прочитала историю, произошедшую с великим поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным во время ссылки. Путь поэта пролегал через Киев. Приятель, случайно встретивший его, воскликнул: «Ба, Пушкин, как ты здесь?!» На что Пушкин моментально парировал: «Язык до Киева доведёт». У этой пословицы тот же смысл, что и в выражении «Все дороги ведут в Рим». Но как молниеносно и филигранно Пушкин дал аллегорический ответ (скрытый смысл)! Хочу, чтобы мои ученики понимали и любили русский язык, изучали его, знали. И, надеюсь, что мой авторский проект поможет сформировать музыку общения через грамотное письмо. Каждое занятие, каждый понятый и осмысленный несплошной текст станет «настоящей симфонией», в которой ученики, как музыканты, найдут свою партию.
Пособие с несплошными текстами позволяет быстро усвоить материал и наглядно увидеть взаимосвязи между различными аспектами раздела «Языкознание». Думается, что это особенно важно для учащихся, которые лучше воспринимают информацию в визуальной форме. Также необходимо отметить, что компоненты пособия организованы таким образом, что легко интегрируются в учебный процесс, дополняют традиционные методы обучения и, безусловно, стимулируют интерес к предмету.
Зачем учить язык? Как говорил великий философ и педагог Ян Амос Коменский: «Язык – это корабль мышления. Уметь использовать язык, значит, уметь мыслить, чувствовать и понимать мир вокруг себя». Как сказал Махатма Ганди: «Язык – это сила. И эта сила позволяет наладить связи между культурами, строить мосты понимания и любви». Уроки русского языка становятся временем, в котором мы с учениками останавливаемся, делаем паузу и задаём себе важный вопрос: «Как не потерять в себе грамотного и успешного человека?»
Завершая, хочу поделиться своим искренним убеждением: сложные для чтения и понимания несплошные тексты требуют глубокого осмысления, но, легко входя в жизнь, в душу, учат жить, чувствовать, а не только читать и понимать. Мой авторский проект «Практический круизный гид…» посвящён именно этому. Я верю, что каждый ученик способен стать не просто носителем языка, а истинным мастером слова, способным создавать красоту и влиять на окружающий мир. И пусть в каждом классе на любом уроке зазвучит вдохновенная симфония, когда слова превращаются в музыку, а язык становится настоящим искусством общения.
Маруаш ДУСЕНБИНА,
учитель русского языка и литературы ОШ №21, г. Костанай
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».