Искусственный интеллект на уроках

Выпуск - №15(663)   :   17.04.2025
339

image

Искусственный интеллект занял место и в обучении русскому языку, используясь для автоматизации и оптимизации процесса изучения языка, улучшения качества обучения и упрощения процесса проверки знаний.
Я использовала ИИ на открытом уроке в 8 классе, посвящённом творчеству нашего земляка, поэта Павла Николаевича Васильева. Для проверки домашнего задания я использовала интерактивную платформу « Flippity». Эта нейросеть стимулирует подготовку всех учащихся, потому что она может выбрать любого ученика для ответа.
Урок был проведён как литературная гостиная. Сюрпризом стало для детей, когда при помощи ИИ «GIG» писатель был приглашён в литературную гостиную и сам приветствовал учеников. Дети будто наяву увидели молодого поэта и услышали его голос, что ещё больше вызвало интерес к казахстанскому писателю и стимулировало их к изучению творчества нашего земляка.
Для активизации самостоятельной работы учащихся мною был использован на уроке приём «Паспорт героя», а «Таблицу-синтез» применила для закрепления материала, чтобы повысить прочность усвоения урока и для анализа оценки уровня подготовки каждого учащегося. Платформа «Joytekа» ускорила процесс обучения, в частности получение обратной связи за счёт быстрой автоматической проверки заданий. За считаные секунды, используя кьюар-код, каждый ученик ответил на вопросы теста и увидел на экране свою оценку. Урок завершился стратегией «ПОПС-формула», где каждый выразил своё мнение и подсчитал достижения.
Использование искусственного интеллекта в обучении русскому языку, несомненно, предоставляет большие возможности для создания персонализированных программ обучения, где каждый ученик получает индивидуальные задания и упражнения на основе его собственного прогресса и стартового уровня подготовки. Например, с помощью программ, созданных на основе ИИ, удобно тренировать навыки, связанные с использованием норм письменной и устной речи, однако свободная коммуникация и, в частности создание речевых произведений, требует более высокого уровня развития всех видов речевой деятельности. Виды обучения русскому языку с помощью ИИ могут включать различные формы интерактивных упражнений, игры и задачи, которые развивают навыки понимания, письма и устной речи на русском языке. Но использование ИИ в качестве инструмента обучения русскому языку может столкнуться с рядом проблем. Первая трудность заключается в том, что ИИ может быть недостаточно точным в понимании нюансов русского языка, таких как синонимы, антонимы, метафоры, идиомы и т. д. Это может привести к тому, что ИИ будет предлагать неправильные варианты перевода или смыслового понимания фразы либо текста, а также не сможет оценить выразительность, точность и богатство речевых высказываний ученика. Ещё одна проблема заключается в том, что ИИ не может понимать и применять правила грамматики и орфографии так же хорошо, как человек, основываясь на одновременном учёте различных принципов. Некоторые нюансы правописания или употребления грамматических конструкций останутся для ИИ недоступными в силу ограниченности ресурсов и комбинаций, заложенных в основу его программы. Несмотря на эти проблемы, использование ИИ в обучении русскому языку может иметь много перспектив.
Русский язык – это всегда творчество, и искусственный интеллект призван разгрузить учителя, снять с его плеч бремя проверки тестов и сочинений и в то же время повысить объективность оценки. А вот с очным обучением сложнее, здесь машине всё ещё не угнаться за учителем. На уроках важен метод «глаза в глаза», детям, особенно на уроках литературы, нужны эмоции учителя. Искусственный интеллект способен стать помощником учителя, работая только вместе с учителем, без самого педагога даже великий и могучий искусственный интеллект перестаёт быть таковым.

Сабира ШАЯХМЕТОВА,
учитель русского яыка и литературы ОШ им. Абая,

г. Лисаковск

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.