К вершинам профессионального мастерства и человеческих отношений

Выпуск - №35(632)   :   05.09.2024
322

3


В Санкт-Петербурге 19 августа были подведены итоги VI международного конкурса «Русский язык в СНГ – новые горизонты» и состоялось награждение 20 победителей-финалистов. В их числе – четыре педагога из Казахстана.

4

Торжественную церемонию в Таврическом дворце провели генеральный директор АНО «Русская гуманитарная миссия» Сергей Шевчук и генеральный секретарь Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Наталья Брунова. Мне посчастливилось оказаться в числе победителей конкурса. Мы приехали в Санкт-Петербург вместе с казахстанскими коллегами Татьяной Лось (ОШ №1, г. Балхаш), Ириной Лукановской (Асановская ОШ, Кызылжарский район СКО), Розой Кузембаевой (школа-лицей №5 им. И.В. Панфилова, г. Кызылорда).

2

С видеообращением к финалистам обратился руководитель Россотрудничества Евгений Примаков, он подчеркнул значимость русского языка как части мировой культуры и языка межнационального общения, а также высоко оценил достижения победителей конкурса:

– Преподаватели русского языка за границей – это, в первую очередь, носители огромного пласта культуры, знаний, копившихся на протяжении столетий. Они открывают новые горизонты, знакомят с произведениями великих писателей и философов. Одна из приоритетных задач Россотрудничества – укрепление позиций русского языка за рубежом. Приятно осознавать, что при поддержке агентства за годы существования конкурса более 1200 преподавателей стали его участниками. Это серьёзный показатель растущего интереса к изучению языка.

3

Генеральный директор Русской гуманитарной миссии Сергей Шевчук поблагодарил партнёров проекта и, обратившись к участникам, отметил их высокий профессионализм:

– Новые технологии и глобализация меняют многие аспекты жизни, и на этом фоне профессия учителя русского языка и литературы становится всё более важной и значимой. На примерах из русской культуры, классики педагог формирует личность учащегося и помогает определить духовные и нравственные приоритеты. Благодарю вас за огромный вклад в сохранение русского языка и профессии учителя-русиста в своих странах!

Наталья Брунова передала приветствие участникам от лица президента ассоциации преподавателей русского языка и литературы Владимира Толстого и поздравила с заслуженной победой. Церемония награждения впервые прошла в одном из залов Таврического дворца – уникального архитектурного и исторического памятника, где сейчас располагается штаб-квартира межпарламентской ассамблеи СНГ. Победители конкурса получили награды, обсудили дальнейшие перспективы развития проекта, а также пути сохранения и продвижения русского языка в странах содружества. В свою очередь педагоги поблагодарили организаторов конкурса и рассказали о преподавании русского языка в национальных школах Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

1

В каждой из этих республик русский язык имеет разный статус, однако остаётся одинаково популярным и востребованным. Учителя поделились спецификой образовательного процесса, пожеланиями и предложениями по улучшению существующей системы изучения русского языка в школах и вузах. По завершении торжественной части гости отправились на обзорную экскурсию по городу с посещением Исаакиевского собора, Петропавловской крепости и обязательной водной прогулкой по знаменитым каналам и рекам Санкт-Петербурга.

Экскурсия по Исаакиевскому собору произвела огромное впечатление. Напомню вкратце его историю: вначале по указу Петра I была построена небольшая деревянная церковь в честь Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого. Нынешний, четвёртый по счёту, собор был спроектирован французским архитектором Монферраном и строился с 1818 по 1858 годы, в строительстве собора участвовало огромное количество людей, начиная от знаменитых художников Фёдора Бруни, Карла Брюллова и заканчивая простыми крестьянами, которые поднимали несколько десятков многотонных гранитных колонн.

1

Знаменитую «небесную линию» Петербурга мы наблюдали во время прогулки по рекам и каналам. С Невы любовались фасадами Зимнего дворца, Эрмитажного театра, стрелкой Васильевского острова с ростральными колоннами, с Фонтанки – Летним садом и его исторической оградой, с Мойки – стройной чередой особняков и исторических зданий, в одном из которых создавал свои творения Александр Сергеевич Пушкин. С историей возникновения города знакомились на Петроградской стороне и Заячьем острове, побывали в Петропавловском соборе, поприветствовали медного всадника и, конечно, помахали рукой чижику-пыжику – одному из главных символов Петербурга.

А во второй день с утра преподаватели сели за парты: помимо экскурсий организаторы запланировали серию лекций и мастер-классов от ведущих специалистов по РКИ. Директор секретариата МАПРЯЛ Александр Коротышев подробно проанализировал ситуацию с учебниками русского языка в мире, после чего стартовал мастер-класс доцента кафедры интенсивного обучения РКИ РГПУ им. Герцена Анастасии Игнатьевой, посвящённый использованию анимации для развития навыков говорения.

После обеда был Петергоф – знаменитая летняя резиденция русских императоров. В 1709 году Пётр приказал построить небольшой каменный дворец с прекрасным видом на Финский залив и Кронштадт, который назвал Монплезир («моё удовольствие»). Пётр поручил устроить дворцовый парк по образцу лучших парков и садов Парижа и окрестностей, первые фонтаны в нижнем саду Петергофа были запущены в 1721 году, главный фонтан большого каскада – это знаменитое скульптурное изображение Самсона, сражающегося со львом.

Начав знакомство с окрестностями Петербурга в Петергофе, на третий день мы побывали в Царском Селе – городе-саде, городе-музее, городе поэтов и царей. В год столетия великого классика он был переименован в Пушкин и по-прежнему привлекает своим особым обаянием и живописными пейзажами, невероятной архитектурой и богатой историей. В том числе и литературной: здесь творили Жуковский и Карамзин, жили Гумилёв и Ахматова, черпали вдохновение Алексей Толстой и Игорь Северянин. Из великих поэтов только Лермонтов не оставил или не успел написать ни строчки о Царском, хотя именно здесь поэт закончил «Мцыри». О юности Пушкина и знаменитом лицейском братстве нам рассказали в Царскосельском лицее – это привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. В истории лицей известен, в первую очередь, как школа, воспитавшая Пушкина и воспетая им. На первый курс зачислялись 30 мальчиков, шесть лет обучения приравнивались к учёбе в университете, здесь под руководством опытных педагогов получали знания и раскрывали свои таланты будущие писатели, поэты, композиторы, дипломаты. Учёба в лицее отличалась от методики преподавания в школах того времени, здесь к юным мальчикам относились с уважением, обращались с ними на равных. Здесь не было тем, запрещённых для обсуждения, педагоги пытались разглядеть и бережно развить талант каждого ученика. Экскурсовод вела нас по коридорам и классам, рассказывая о том, как юный Пушкин, «француз», как звали его друзья, удивлял всех своим талантом. Нам хотелось понять, что такого особенного было в этом заведении, из стен которого вышло столько знаменитых талантливых людей, настоящих русских патриотов. Мальчиков обучали верховой езде, танцам, фехтованию, плаванию, каждый лицеист имел свою комнату. Самым блистательным был именно первый выпуск лицея, который состоялся в 1817 году. Дальнейшая судьба лицея претерпела изменения в сторону ужесточения дисциплины, причиной тому послужили события декабря 1825 года. О выдающихся эпизодах русской истории говорили в Екатерининском дворце, восхищались Янтарной комнатой – точной копией утраченного после Великой Отечественной войны шедевра Растрелли.

2

Вторая половина дня была посвящена образовательной программе: вместе со старшим преподавателем кафедры интенсивного обучения РКИ РГПУ им. А.И. Герцена Викторией Ухарцевой разбирали важные профильные темы: развитие коммуникативной и лексической компетенций, механизмы памяти и методические приёмы. Четверг для нашей команды стал одним из самых насыщенных дней недели. Утро началось с пресс-конференции в петербургском отделении ТАСС с участием представителей каждой из стран-участниц конкурса: от Азербайджана выступила Севда Алиева из Гянджи, о преподавании русского языка в Каракалпакии, самом необычном регионе Узбекистана, рассказала Ольга Пискунова, об официальном статусе русского языка в Кыргызстане – Жумагул Карабаева из Кызыл-Кыя, о популярности и универсальности русского языка в Казахстане рассказала Татьяна Лось из Балхаша, а спецификой обучения языку в школах Таджикистана поделилась Амина Рахимова из Нурека. Заместитель директора РГМ Татьяна Орлова ответила на вопросы журналистов об организации конкурса и его перспективах, а также рассказала о других проектах Русской гуманитарной миссии, направленных на поддержку русского языка за рубежом.

– Ваш труд бесценен! Это не просто конкурс, это большое интернациональное, международное сообщество, которое вносит огромный вклад в развитие и сохранение русского языка за рубежом! – отметила Татьяна Орлова, обращаясь к победителям конкурса.

Днём, по окончании заключительного мастер-класса, состоялось вручение сертификатов о прохождении образовательного курса. Наталья Брунова и Александр Коротышев ещё раз поздравили финалистов конкурса, пожелали успехов в работе и пообещали всемерную поддержку в реализации идей и профессиональном росте. В свою очередь участники поблагодарили организаторов, вручили подарки и ещё раз признались в любви к русскому языку и своей профессии.

Завершением этого насыщенного дня стало посещение Эрмитажа – сокровищницы мирового искусства. Подлинники Леонардо, Рафаэля и Рембрандта, античные статуи и древнеегипетские артефакты поражают воображение. 23 августа завершился наш визит в Санкт-Петербург. Пять дней пролетели незаметно, однако поездка запомнится надолго, и воспоминания эти будут только приятными.

Послушайте, какой прелестный, поэтический отзыв предоставил Азизхон Рахмонов из Узбекистана: «Вот и отзвенели последние аккорды нашей петербургской симфонии, и двадцать счастливчиков-победителей, словно яркие звёзды с небосвода северной столицы, разлетелись по своим родным странам и городам. Но разве можно назвать это концом? О нет, это лишь финал первого действия в грандиозной пьесе наших жизней! Мы вернулись домой, но души наши всё ещё танцуют вальс на набережных Невы, а сердца трепещут от воспоминаний о величественном Эрмитаже и ажурных мостах. Питерская сказка, которую мы все вместе создавали и проживали, теперь стала частью нас, обогатив наш опыт и озарив будущее новым светом. Пусть закрывается эта глава, но книга наших приключений только начинается! Впереди нас ждут новые горизонты, захватывающие возможности и удивительные встречи. Мы ступили на тропу, ведущую к новым вершинам профессионального мастерства и человеческих отношений».

Петербург с грустью прощался со своими гостями: ясное на протяжении всей недели небо затянулось тучами, а солнце сменил моросящий дождь. Впрочем, это нисколько не нарушило планы на заключительный день. Мы побывали на экскурсии в Юсуповском дворце, ещё одной жемчужине Северной столицы, прошлись по парадным залам и гостиным одного из самых знатных и состоятельных семейств России и даже спустились в подвал, где больше ста лет назад развернулась драматическая история, связанная с последним днем жизни Григория Распутина. Рассказывают, что в 1994 году в город прибыла королева Великобритании Елизавета II и среди всех дворцов для посещения выбрала именно Юсуповский, потому что в этом дворце всё подлинное, к тому же именно в этом дворце произошло самое загадочное политическое убийство. По дороге в гостиницу ещё раз взглянули на знаковые виды Санкт-Петербурга и расстались с уже любимым городом до следующей встречи, которая обязательно случится.

Поездка в Санкт-Петербург достойно завершила VI международный конкурс «Русский язык в СНГ – новые горизонты», стартовавший в феврале. По словам организаторов конкурса, за прошедшие месяцы произошло знакомство с удивительными, незаурядными, талантливыми педагогами, верными своему делу, ученикам и русскому языку. В результате родилось множество идей, касающихся преподавания и сохранения русского языка и культуры не только в самих республиках, но и на межнациональном уровне. Люди из пяти разных стран, из столиц и отдалённых городов, прежде связанные между собой только профессией, менее чем за неделю нашли много общего, стали не просто коллегами, но и, без преувеличения, настоящими друзьями. И крайне ценно, что эта международная дружба завязалась именно на русском языке.


Асхат АЛТЫБАЕВ,
учитель русского языка и литературы
ОШ №14 им. Д.Карбышева, г. Рудный

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.