Как стать настоящим читателем

Выпуск - №49(496)   :   22.12.2021
239

В мировом контексте читательская грамотность рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе.

Согласно глоссарию ведущих экспертов уникального международного исследования PIRLS, «читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В 2016 году в большинстве стран-участниц исследования PIRLS наметилась тенденция снижения интереса к чтению, это произошло в 31 стране, а увеличение интереса зафиксировано всего в двух странах. Не только дети не читают, не читают и взрослые. Из 50 стран-участниц исследования Казахстан занял 27 место. 
В 2021-2022 учебном году в стране стартовал проект «Читающая школа – читающая нация». Формирование грамотности чтения требует от образовательного учреждения создания информационно-образовательной среды на основе комплексного подхода к решению данной задачи. Общеобразовательная школа №14 г. Рудного приняла активное участие в проекте «Читающая школа». На школьном сайте представлены различные сервисы, посвящённые лучшей детской и школьной литературе, ресурсы по активизации чтения детей и подростков: интернет-викторины, рекомендательные сервисы, информация о книжных клубах. Школа прекрасно использует популярную технологию подталкивания (the Nudge theory), мягко «толкает» учащихся в нужную сторону на повышение читательской компетентности, уровня культуры чтения и читательской активности. 

Ключевым фактором в зарождении и укреплении читательской компетентности младших школьников является учитель, его подходы к обучению чтению, непосредственное взаимодействие педагога и учащихся. Передо мной с особой остротой встал вопрос, как в наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, способствовать не только быстрой автоматизации самого навыка чтения, но и лучшему осознанию того, что читает ребёнок, привить интерес к чтению. 

Процесс чтения сложен, поскольку в нём участвуют мышление, речь, восприятие, воображение. Деятельность читателя – деятельность сотворческая, требующая напряжённой работы воображения, как воссоздающего, так и творческого. Но современные дети практически не слышат звучащую речь, не договариваются о правилах игр, не рассказывают друг другу о событиях и чувствах. Примерно 1/3 детей с трудностями формирования навыка чтения имеют недостатки в развитии устной речи. Многие затрудняются в восприятии предложений, состоящих из более трёх слов, не могут создавать образы на основе услышанного или прочитанного. Недостаточный объём оперативной памяти не позволяет уловить смысл предложения: увязать все слова и предложения воедино, а следовательно, и осознать идейное содержание произведения. Ведь для того, чтобы полюбить чтение, чтобы книга стала источником нравственного самовоспитания, дети должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить её как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниям.

Важную роль в формировании навыков чтения я отвожу беседе. На каждом уроке развиваю речь, воображение, обогащается словарный запас детей. Наиболее эффективной технологией, позволяющей сформировать необходимые читательские умения, считаю развитие критического мышления через чтение и письмо. Внедряю технологии продуктивного чтения с применением ИКТ-технологий, сформировала банк мультимедиа источников, базу специальных заданий по формированию группы читательских умений, овладение которыми свидетельствуют о полном понимании текста. В настоящее время я работаю над систематизацией методик, тестовых заданий для осуществления мониторинга процесса формирования основ читательской компетентности.

Для реализации проекта по формированию единого читательского сообщества я привлекла родителей. Совместными усилиями в классе создана передвижная библиотечка. В уголке чтения размещается познавательная информация, творческие работы и детей и родителей, выставки. Развитию культуры семейного чтения способствуют совместные обсуждения произведений, которые организую на занятиях школы семейного воспитания, театрализация, конкурсы и викторины. 

Тесная взаимосвязь всех компонентов учебного процесса с родительской общественностью по проекту «Читающая школа» позволяет поддерживать у учащихся интерес к чтению, воспитывает элементарные навыки и культуру чтения. Значительно повысилось качество чтения и понимания текста. Мои дети любят читать. К примеру, Амира Курыш заняла 1 место в конкурсе «Герои наших любимых книг, Степан Уланкин – 1 место в конкурсе «Очень любим мы читать».

Становление настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний – долгий и сложный процесс. Данное качество человека, как постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, совершенствуется на протяжении всей его жизни. Но именно учитель начальной школы закладывает его основу. Квалифицированная помощь на каждом этапе обучения помогает младшему школьнику стать настоящим читателем. 

Анастасия ЕРШОВА,
учитель начальных классов ОШ №14 им. Д.Карбышева, г. Рудный

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.