Призвание – служить детству

Выпуск - №6 (453)   :   11.02.2021
203

12 февраля исполняется 80 лет со дня рождения Сары Назарбаевой, автора программы духовно-нравственного образования «Самопознание». Этой дате был посвящён республиканский конкурс «Лучший учитель предмета «Самопознание», организованный Национальным научно-практическим, образовательным и оздоровительным центром «Бөбек» при поддержке МОН РК.


Фото: ННПООЦ «Бөбек»


Идею участия в конкурсе подсказала моя коллега Любовь Горбачевская. И я решила попробовать, так как хотелось проверить себя, свои возможности. 
Сам конкурс состоял из трёх этапов. На первом необходимо было оправить свой видеоурок по самопознанию. Здесь мне помогла моя бывшая выпускница, а ныне коллега Кира Коробко. Непосредственно запись урока в нескольких программах делала с коллегой Еленой Горбуновой. В результате мой урок оказался в числе 56 прошедших во второй тур.  Эти уроки отобрали из более чем 400 работ. 

Второй этап был творческий. Здесь мне пригодился мой журналистский опыт: необходимо было написать эссе, выбрав одну тему из восьми предложенных. Мне оказалась близка тема «Призвание – служить детству», так как всю жизнь работаю с детьми и работу выбрала по душе. Когда писала эссе, ещё раз вспомнила своих учеников, их родителей, коллег… Кроме того необходимо было в трёхминутном ролике раскрыть своё педагогическое кредо, показать свою работу именно по духовно-нравственному образованию, рассказать об уроках, достижениях учеников, проектной работе. Этот этап был особенно интересным, по-настоящему творческим. Применила все свои навыки по созданию презентации, обрезке фильмов, записи видеоролика. Всё, что я сделал, позволило пройти в финал конкурса вместе с 11 коллегами из других регионов. 

На финальном этапе в течение пяти минут необходимо было в интерактивной форме защитить презентацию «Мой вклад в развитие нравственно-духовного образования «Самопознание» и ответить на вопросы членов экспертной комиссии. Надо сказать, что это оказалось непросто, так как необходимо было оценить и свой вклад в большое и серьёзное дело, и работу коллектива. А в нашей школе мы всю воспитательную работу во главе с директором школы Ларисой Елисеевой и замами по воспитательной работе Ириной Устиновой и Еленой Криницкой, учителем музыки Еленой Михальчук делаем вместе. В эту работу активно вовлекаются классные руководители и родители, учителя-предметники. Большое внимание члены комиссии уделяли именно практической направленности предмета: да, мы учим детей самопознанию, взаимоотношениям, служению обществу. А как это проявляется на практике? Какую пользу приносят наши ученики сейчас? На этом этапе я ближе познакомилась со своими коллегами: учителями самопознания из детских садов, основных и средних школ, гимназий и колледжей. Многие из них участвовали в создании видеоуроков для дистанционного обучения, имели большой опыт работы с республиканским журналом «Самопознание», прошли долгосрочные курсы по самопознанию в НПООЦ «Бөбек». 

Гран-при конкурса заслужила Индира Тагиева, учитель самопознания из сельской школы Восточно-Казахстанской области. Она получила знак «Асыл жүрек» («Благородное сердце»), который учредила сама Сара Алпысовна в 2019 году. Были удостоены вторых и третьих мест коллеги из Алматы, Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областей. Они получили благодарственные письма за подписью Сары Назарбаевой. А результатом моего участия стало 1 место и награждение знаком «Асыл жүрек».
Мне было интересно участвовать в этом конкурсе: живое общение, обмен опытом, развитие умения критически, но не критично оценивать труд коллег и свой личный. Я приобрела бесценный опыт по обобщению своей работы, по достойной оценке своего труда без ложной скоромности, к которой, как отметила одна из моих коллег, «нас долго приучали».  

Мария БАЯХМЕТОВА,
учитель истории и самопознания школы-гимназии г. Лисаковска

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.