12 февраля исполняется 80 лет со дня рождения Сары Назарбаевой, автора программы духовно-нравственного образования «Самопознание». Этой дате был посвящён республиканский конкурс «Лучший учитель предмета «Самопознание», организованный Национальным научно-практическим, образовательным и оздоровительным центром «Бөбек» при поддержке МОН РК.
Фото: ННПООЦ «Бөбек»
Идею участия в конкурсе подсказала моя коллега Любовь Горбачевская. И я решила попробовать, так как хотелось проверить себя, свои возможности.
Сам конкурс состоял из трёх этапов. На первом необходимо было оправить свой видеоурок по самопознанию. Здесь мне помогла моя бывшая выпускница, а ныне коллега Кира Коробко. Непосредственно запись урока в нескольких программах делала с коллегой Еленой Горбуновой. В результате мой урок оказался в числе 56 прошедших во второй тур. Эти уроки отобрали из более чем 400 работ.
Второй этап был творческий. Здесь мне пригодился мой журналистский опыт: необходимо было написать эссе, выбрав одну тему из восьми предложенных. Мне оказалась близка тема «Призвание – служить детству», так как всю жизнь работаю с детьми и работу выбрала по душе. Когда писала эссе, ещё раз вспомнила своих учеников, их родителей, коллег… Кроме того необходимо было в трёхминутном ролике раскрыть своё педагогическое кредо, показать свою работу именно по духовно-нравственному образованию, рассказать об уроках, достижениях учеников, проектной работе. Этот этап был особенно интересным, по-настоящему творческим. Применила все свои навыки по созданию презентации, обрезке фильмов, записи видеоролика. Всё, что я сделал, позволило пройти в финал конкурса вместе с 11 коллегами из других регионов.
На финальном этапе в течение пяти минут необходимо было в интерактивной форме защитить презентацию «Мой вклад в развитие нравственно-духовного образования «Самопознание» и ответить на вопросы членов экспертной комиссии. Надо сказать, что это оказалось непросто, так как необходимо было оценить и свой вклад в большое и серьёзное дело, и работу коллектива. А в нашей школе мы всю воспитательную работу во главе с директором школы Ларисой Елисеевой и замами по воспитательной работе Ириной Устиновой и Еленой Криницкой, учителем музыки Еленой Михальчук делаем вместе. В эту работу активно вовлекаются классные руководители и родители, учителя-предметники. Большое внимание члены комиссии уделяли именно практической направленности предмета: да, мы учим детей самопознанию, взаимоотношениям, служению обществу. А как это проявляется на практике? Какую пользу приносят наши ученики сейчас? На этом этапе я ближе познакомилась со своими коллегами: учителями самопознания из детских садов, основных и средних школ, гимназий и колледжей. Многие из них участвовали в создании видеоуроков для дистанционного обучения, имели большой опыт работы с республиканским журналом «Самопознание», прошли долгосрочные курсы по самопознанию в НПООЦ «Бөбек».
Гран-при конкурса заслужила Индира Тагиева, учитель самопознания из сельской школы Восточно-Казахстанской области. Она получила знак «Асыл жүрек» («Благородное сердце»), который учредила сама Сара Алпысовна в 2019 году. Были удостоены вторых и третьих мест коллеги из Алматы, Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областей. Они получили благодарственные письма за подписью Сары Назарбаевой. А результатом моего участия стало 1 место и награждение знаком «Асыл жүрек».
Мне было интересно участвовать в этом конкурсе: живое общение, обмен опытом, развитие умения критически, но не критично оценивать труд коллег и свой личный. Я приобрела бесценный опыт по обобщению своей работы, по достойной оценке своего труда без ложной скоромности, к которой, как отметила одна из моих коллег, «нас долго приучали».
Мария БАЯХМЕТОВА,
учитель истории и самопознания школы-гимназии г. Лисаковска
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.