Путь к сохранению природы и будущего поколения

Выпуск - №33 (581)   :   05.09.2023
627

В современных условиях, когда проблемы окружающей среды становятся всё более актуальными, экологическое воспитание приобретает особую важность. Экологическое воспитание учащихся – это процесс формирования экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде.

Одним из основных принципов экологического воспитания сегодня является принцип непрерывности. В целом экологическое воспитание школьников – это взаимосвязанный процесс воспитания и обучения человека, который является элементом нравственного воспитания школьника. В результате экологического воспитания учащиеся развивают умение анализировать ситуации, принимать решения, сотрудничать, осознавать важность экологического баланса и принимать активное участие в его сохранении. Это формирует у них здоровое отношение к окружающей среде и готовность к сохранению и развитию экологически чистого мира, развитие их экологического мышления и умений действовать экологически. 

Один из залогов успешного экологического воспитания – создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, а также получать удовольствие от общения с природой.  В условиях обновлённого содержания образования стали активно использоваться программы вариативного компонента по экологии. Одним из основных методов экологического воспитания является практическая деятельность. Учащиеся могут активно участвовать в экологических проектах, организации экологических мероприятий, в уборке мусора и посадке деревьев. Такие действия помогают детям понять, как их собственные действия могут влиять на окружающую среду, а также развивают у них чувство гражданской ответственности. 

В нашей школе накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы, детей и родителей, который позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным. В ОШ №2 ежегодно весной ученики вместе с родителями в рамках проекта «Үндестік» участвуют в озеленении школьного двора (высадке растений, уходу за ними, поливу, созданию цветочных клумб). Учащиеся принимают участие в экологических акциях по сборке мусора и его переработке; в творческих конкурсах, в конкурсах поделок из природных материалов и из вторсырья п, изготовлении кормушек для птиц, в предметных неделях, научно-практических конференциях и проектах по экологическому направлению на различных уровнях, занимая призовые места. Такие мероприятия практического характера помогают учащимся углубить свою связь с природой, осознать важность её сохранения и самим стать активными защитниками окружающей среды. 

Благодаря экологической компетентности учащихся мы можем создать устойчивое и экологическое гармоничное будущее. Это поможет детям усвоить правильные экологические привычки и применять их в повседневной жизни.

_______________________

В общеобразовательной школе №2 г. Тобыла накоплен хороший опыт по экологическому воспитанию учащихся. Ведущей педагогической идеей в моей практике и одним из эффективных способов достижения цели является использование проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время, начиная с 5 класса и по старшее звено, акцентируя внимание на экологии родного края: г. Тобыла, Костанайского района, области.  


 

Экологический проект представляет программу мероприятий, позволяющих изучить одну или несколько проблем, особенно актуальным становится региональный, краеведческий компонент. Использование экологического материала о своём родном крае позволит раскрыть пути рационального природопользования и охраны окружающей среды, что послужит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам Земли в целом. Благодаря проектной деятельности осуществляется построение прочных связей между участниками учебно-воспитательного процесса и обществом в решении актуальных экологических проблем, что обеспечивает устойчивость и общественную значимость проектной деятельности в образовании.

Ознакомление и обучение данному виду деятельности осуществляю на уроках, но большую часть – во внеурочных занятиях, где учащиеся самостоятельно выбирают темы, подбирают материалы, учатся писать проекты, выступать, доказывать, анализировать, отстаивать свою точку зрения. 
Я классный руководитель в 8 «В» классе, также преподаю географию. Активное участие в экологических проектах уже второй год принимает Диана Макулшина. Занимаемся подготовкой во внеурочное время. Как говорит Диана, «город Тобыл – это самое дорогое место для меня. Здесь я родилась, живу, здесь мои родные, друзья, школа. У нас очень красивая природа, которая тоже испытывает антропогенное влияние. Люди должны ценить природу своего родного края, оставив след в решении экологических проблем». 

В минувшем учебном году работали над двумя экологическими проектами по переработке твёрдых бытовых отходов. В апреле в районном конкурсе «Табиғатты аяла» с проектом по переработке твёрдых бытовых отходов в номинации «Жасыл Ел» Диана заняла 1 место, в области – 3 место, 2 место с проектом по озеленению пришкольного участка в номинации «Эко-болашак». В мае начали работать снова над двумя  экологическими проектами тоже по переработке бытового мусора с последующим изготовлением цветной бумаги.

Вот так, в ходе экопроектов, дети приобретают только самые лучшие человеческие качества: доброту, трудолюбие, любознательность, любовь к своей маленькой родине и ответственное отношение к её природе.

Марина ПРАЩУР, 
учитель географии, естествознания ОШ №2, г. Тобыл

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4