В современных условиях, когда проблемы окружающей среды становятся всё более актуальными, экологическое воспитание приобретает особую важность. Экологическое воспитание учащихся – это процесс формирования экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде.
Одним из основных принципов экологического воспитания сегодня является принцип непрерывности. В целом экологическое воспитание школьников – это взаимосвязанный процесс воспитания и обучения человека, который является элементом нравственного воспитания школьника. В результате экологического воспитания учащиеся развивают умение анализировать ситуации, принимать решения, сотрудничать, осознавать важность экологического баланса и принимать активное участие в его сохранении. Это формирует у них здоровое отношение к окружающей среде и готовность к сохранению и развитию экологически чистого мира, развитие их экологического мышления и умений действовать экологически.
Один из залогов успешного экологического воспитания – создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду, а также получать удовольствие от общения с природой. В условиях обновлённого содержания образования стали активно использоваться программы вариативного компонента по экологии. Одним из основных методов экологического воспитания является практическая деятельность. Учащиеся могут активно участвовать в экологических проектах, организации экологических мероприятий, в уборке мусора и посадке деревьев. Такие действия помогают детям понять, как их собственные действия могут влиять на окружающую среду, а также развивают у них чувство гражданской ответственности.
В нашей школе накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы, детей и родителей, который позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным. В ОШ №2 ежегодно весной ученики вместе с родителями в рамках проекта «Үндестік» участвуют в озеленении школьного двора (высадке растений, уходу за ними, поливу, созданию цветочных клумб). Учащиеся принимают участие в экологических акциях по сборке мусора и его переработке; в творческих конкурсах, в конкурсах поделок из природных материалов и из вторсырья п, изготовлении кормушек для птиц, в предметных неделях, научно-практических конференциях и проектах по экологическому направлению на различных уровнях, занимая призовые места. Такие мероприятия практического характера помогают учащимся углубить свою связь с природой, осознать важность её сохранения и самим стать активными защитниками окружающей среды.
Благодаря экологической компетентности учащихся мы можем создать устойчивое и экологическое гармоничное будущее. Это поможет детям усвоить правильные экологические привычки и применять их в повседневной жизни.
_______________________
В общеобразовательной школе №2 г. Тобыла накоплен хороший опыт по экологическому воспитанию учащихся. Ведущей педагогической идеей в моей практике и одним из эффективных способов достижения цели является использование проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время, начиная с 5 класса и по старшее звено, акцентируя внимание на экологии родного края: г. Тобыла, Костанайского района, области.
Экологический проект представляет программу мероприятий, позволяющих изучить одну или несколько проблем, особенно актуальным становится региональный, краеведческий компонент. Использование экологического материала о своём родном крае позволит раскрыть пути рационального природопользования и охраны окружающей среды, что послужит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам Земли в целом. Благодаря проектной деятельности осуществляется построение прочных связей между участниками учебно-воспитательного процесса и обществом в решении актуальных экологических проблем, что обеспечивает устойчивость и общественную значимость проектной деятельности в образовании.
Ознакомление и обучение данному виду деятельности осуществляю на уроках, но большую часть – во внеурочных занятиях, где учащиеся самостоятельно выбирают темы, подбирают материалы, учатся писать проекты, выступать, доказывать, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
Я классный руководитель в 8 «В» классе, также преподаю географию. Активное участие в экологических проектах уже второй год принимает Диана Макулшина. Занимаемся подготовкой во внеурочное время. Как говорит Диана, «город Тобыл – это самое дорогое место для меня. Здесь я родилась, живу, здесь мои родные, друзья, школа. У нас очень красивая природа, которая тоже испытывает антропогенное влияние. Люди должны ценить природу своего родного края, оставив след в решении экологических проблем».
В минувшем учебном году работали над двумя экологическими проектами по переработке твёрдых бытовых отходов. В апреле в районном конкурсе «Табиғатты аяла» с проектом по переработке твёрдых бытовых отходов в номинации «Жасыл Ел» Диана заняла 1 место, в области – 3 место, 2 место с проектом по озеленению пришкольного участка в номинации «Эко-болашак». В мае начали работать снова над двумя экологическими проектами тоже по переработке бытового мусора с последующим изготовлением цветной бумаги.
Вот так, в ходе экопроектов, дети приобретают только самые лучшие человеческие качества: доброту, трудолюбие, любознательность, любовь к своей маленькой родине и ответственное отношение к её природе.
Марина ПРАЩУР,
учитель географии, естествознания ОШ №2, г. Тобыл
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.