Только в последние несколько лет на уроках русского языка стали уделять больше внимания навыку слушания. А между тем, значение процесса слушания велико: от умения понимать на слух учебную информацию зависит усвоение программного материала, а также овладение другими видами речевой деятельности.
Один из важнейших моментов обучения эффективному слушанию – воспитание внимания. Предварительно учитель должен настроить учащихся на внимательное прослушивание, на выполнение определённого задания. Ученики должны знать, для чего им нужно прослушать текст, на что необходимо обратить внимание, то есть уметь использовать тактику нацеленного слушания. Цели слушания могут быть разными: понять, запомнить, оценить, сделать. Учитель должен сформулировать цель в виде установки, например: «Послушайте высказывание и скажите, согласны ли вы с автором». Отсутствие установки лишает процесс слушания результативности.
Приёмы работы по развитию умения слушать: запись фактов; составление плана и тезисов; конспектирование; кодирование информации и др. Важность этих приёмов в том, что слушающий проговаривает про себя важнейшую информацию или фиксирует её на письме.
Перед прочтением текста перед учениками можно записать на доске ключевые слова и фразы. Например, при изучении раздела «Мир живой природы» в 8 классе при прослушивании текста о загрязнении окружающей среды: исследование окружающей среды, океанические течения, мусор в океане, пластик, глубоководные течения, мусорные глыбы, глубоководная часть. Эти фразы позволяют сосредоточить внимание на основном, эффективнее слушать и понимать небольшой фрагмент видеоролика, подсказывают приёмы работы при аудировании.
Сформированность умений полного понимания проверяется с помощью:
• ответов на вопросы, касающихся общего содержания и отдельных деталей;
• составления развернутого плана;
• пересказа с опорой на картину, схемы, ключевые слова или план;
• инсценирования текста;
• невербальных способов: составление схемы, таблицы, изображение предметов или деталей и т.д.;
• деления текста на смысловые части и озаглавливания их;
• оценки поступков героев;
• заполнения пропусков.
При работе с любым текстом (аудио, видео) можно выделить три основных этапа работы: предтекстовый, текстовый, послетекстовый этапы.
Виды предтекстовой работы:
* словарная работа;
* активизация знаний путём ассоциограмм;
* составление коротких предложений с ключевыми словами;
* постановка вопросов;
* формулирование ответа на вопрос;
* последовательное расположение предложений, абзацев.
В текстовом этапе используются следующие виды работ:
* заполнение таблицы (имена, цифры, другие данные);
* заполнение пропусков в тексте;
* ответы на пять главных вопросов (кто? где? когда? как? почему?);
* установление правильной последовательности предложений или фрагментов;
* тест «правильно/неправильно», «соответствует/не соответствует»;
* подбор заглавия абзацам.
Послетекстовый этап включает следующие задания:
* придумать продолжение/конец рассказа;
* составить план;
* придумать рассказ по аналогии;
* драматизация;
* составление диалогов.
Обновлённая образовательная программа даёт возможность учителю самостоятельно подбирать тексты. Значимость текста как обучающего материала на уроке русского языка и литературы очень важна. Каким должен быть текст? Каковы критерии отбора текста?
При отборе аудиотекстов необходимо учитывать следующие требования. Должны обладать большой обучающей силой. Должны быть содержательными, обладать познавательной ценностью, обладать смысловой завершенностью. Должны быть актуальными и современными, поднимать проблему, побуждать к размышлению и рассуждению, т.е. развивать функциональную грамотность. Должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся.
Итак, текст выбран. На материале одного видеоролика ученикам можно выполнить несколько заданий: определить тему и идею текста, ответить на вопросы по тексту или сформулировать их самостоятельно, высказать своё мнение о прослушанной информации, связать с жизнью и привести собственные примеры. Например, в парах пересказать содержание текста после первого прослушивания. Школьники могут делать краткие записи, пометки во время слушания (имена, цифры, даты, факты). После второго прослушивания предложить ученикам составить «тонкие» и «толстые» вопросы. Записать важную информацию, которую они в дальнейшем смогут использовать при говорении или в письменной работе. При составлении вопросов к прослушанному тексту, кроме вопросов на знание, понимание, анализ и синтез, необходимо включать вопросы на рефлексию: как вы относитесь к данной проблеме? Например, после просмотра видеоролика «О загрязнении окружающей среды» (5 класс, раздел «Климат и природа») можно задать вопрос: «Какие способы решения вы видите, чтобы сохранить экологию на Земле?», чтобы ученики могли задуматься над проблемой и выразить свою точку зрения.
Некоторые виды работы, которые можно использовать на развитие навыка слушание.
«Только минута». Ученики в парах в течение минуты рассказывают друг другу о своём любимом фильме, о хобби, о путешествии и т.п. Это упражнение развивает умение слушать внимательно, так как затем нужно будет как можно точнее передать услышанное всему классу.
«Взять на карандаш». Предложить ребятам во время слушания аудиоматериала фиксировать отдельные слова, выражения, обороты речи, интересные факты определёнными символами, условными обозначениями. Это приучит внимательно слушать материал, извлекать информацию, которую они смогут использовать при говорении и письме.
Взаимооценивание. Взаимооценивание помогает вовлечь учеников в процесс активного слушания. Чтобы оценить звучащую речь, её необходимо очень внимательно прослушать. Развитию этого навыка способствует и работа с текстами, в которых нарушены грамматические и орфоэпические нормы. Ученики получают опыт оценивания устной речи.
Современная образовательная программа даёт возможность учащимся всесторонне развивать навык слушания. Во-первых, пополнять словарный запас, во-вторых, пересказывать и анализировать прослушанный текст, в-третьих, оценивать устное высказывание. Огромным плюсом является то, что ученики на уроках русского языка получают знания из разных областей науки и искусства, учатся внимательно слушать и поддерживать беседу на различные темы, а также формировать и высказывать своё мнение.
Лаула ЖАНАЛИНА,
старший преподаватель ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.