Секреты языка орнамента

Выпуск - №40(688)   :   23.10.2025
113

image

На уроках художественного труда мы, учителя, порой слышим вопрос от учеников: «А зачем мы рисуем эти узоры?» И сегодня мне хочется подробно ответить на него, раскрыв всю глубину и значимость понятия «орнамент».

Орнамент – это не просто набор красивых линий и фигур. Это целый язык, способный передавать идеи, чувства и культурные коды целых народов. На наших уроках он становится для учеников мостом, соединяющим их личный внутренний мир с богатством мировой культуры. Изучая различные орнаменты, мы с учениками совершаем увлекательные путешествия.

1

Каждый народ, каждая эпоха имеют свой уникальный художественный почерк. Рассматривая казахские «қошкар мүйіз» (бараньи рога) мы погружаемся в этнографию, обсуждаем, почему в степи ценились мотивы, связанные с животным миром, а в лесных регионах – с силами природы. Так у детей естественным образом формируется уважение к культурному разнообразию и понимание связи времён.

Одной из самых ярких и продуктивных форм работы с орнаментом на моих уроках стало ковроткачество. Эта древняя техника, унаследованная от наших предков, – настоящая находка для детского творчества. Сначала ученики знакомятся с инструментами, изучают основы создания простого узора. Постепенно, осваивая технику, дети перестают просто следовать схеме, а начинают творить. Через цвет и форму они учатся выражать свои чувства и идеи. Гармония цвета и формы перестаёт быть абстрактным понятием, она становится осязаемым результатом их труда. Мы обсуждаем традиционные мотивы, но всегда поощряем ребят к созданию собственных элементов. Так, рядом с классическим узором может появиться символ, означающий для ребёнка семью, мечту о путешествии или любовь к родному краю.

2

Язык орнамента – это универсальный инструмент. Он передаёт знания, развивает креативность и, что особенно ценно сегодня, укрепляет культурную идентичность. Казахское ковроткачество для нас – живой и неиссякаемый источник вдохновения. Понимая его каноны, символизм и технику, мы не просто сохраняем традицию, а даём ей новую жизнь в творческих работах детей.


Камилла НАСИБОВА,
учитель художественного труда Тогузакской ОШ, Карабалыкский район

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».