Принцип интеграции знаний в образовании выступает как один из способов инновационной педагогической деятельности, обеспечивающий единое образовательное пространство.
Эффективность интегрированного обучения естественнонаучного цикла и английского языка зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них. Обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить и применять ранее усвоенные знания.
Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов – одно из необходимых условий развития комплекса функциональных навыков, умений и способностей учащихся. Содержание естественнонаучных предметов воспринимается учащимися лучше, когда носит схожую природу и дополняет друг друга.
На предметных уроках по CLIL лексический подход важнее грамматического. При работе с текстом важно наличие иллюстраций для визуализации прочитанного, тексты могут быть представлены схематически, что помогает ученикам определить идею текста и представленную в нём информацию. После прочитанного желательно, чтобы ученики смогли передать идею текста своими собственными словами, в то же время учителю необходимо обратить внимание учеников на определённые лексические обороты, подходящие по теме и предмету. Учитель должен обращать внимание на специальную лексику, на универсальные языковые единицы: фразовые глаголы, устойчивые выражения, степени сравнения, которые пригодятся вне зависимости от темы урока или предмета.
При составлении заданий должны учитываться уровни подготовки учеников и задачи обучения. Например, можно использовать следующие задания: составьте или заполните диаграмму, таблицу, карту; найдите конкретную информацию (дата, место, время); расставьте абзацы в правильном порядке; определите порядок действий (например, инструкция); заполните пропуски в тексте. Постановка проблемы: вопрос-ответ, термин-определение, часть-целое; задания на поиск конкретной информации; игры, устная презентация работы, подкреплённая визуальными материалами. Тексты должны быть по предмету, только в этом случае происходит развитие предметной и языковой компетенции.
Разработанный урок по физике с английским языком «Закон Ома для участка цепи» в 8 классе, опубликованный в издательстве «Шың», показывает связь предметной и языковой компетенции. От учителя требуется систематически планировать, учить, контролировать и оценивать. Основные цели формирования учебных компетенций учащихся на основе интеграции предметов естественнонаучного цикла в школьном образовании в следующем:
– научить учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
– научить объяснять многоаспектные явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат различных учебных предметов, решать познавательные проблемы;
– научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, экономических, политических, демографических, межкультурного взаимодействия и иных, решать аналитические проблемы;
– научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
– научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
– научить решать проблемы, общие для разных видов деятельности;
– научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.
Создание условий для развития и самореализации учеников через усвоение продуктивных знаний, умений и пробуждает потребность пополнять, развивать свои знания на протяжении всей жизни. Чем же должны руководствоваться учителя предметов естественного цикла с преподаванием английского языка? Учителям необходимо развивать самостоятельность учащихся не только за счёт погружения их в самостоятельную работу разных видов по целям и задачам, но и во многом за счёт организации работы разных видов по количеству участников (индивидуальной, парной, групповой), то есть как в качестве объектов управления, так и субъектов управления.
Прежде всего, независимо от предмета и технологий, которые используют преподаватели, они должны помнить правила:
- главное есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета;
- учите учеников учиться. Используйте карты, схемы, планы, алгоритмы, наглядные пособия, таблицы. Всего того, что является ощущаемым, осязаемым, наблюдаемым для того чтобы обеспечить усвоение системы знаний;
- учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью, важно чаще показывать ученикам перспективы обучения.
Эти полезные правила только небольшая часть, малая вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирование и развитие личности.
Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами и технологиями учебно-познавательной деятельности. Надо помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто умеет использовать знания на практике, связывает теорию и практику. По этому поводу уместны слова Альберта Эйнштейна: «Образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе». Если ученик привык думать и действовать самостоятельно, применять знания из других предметов на вашем уроке, значит, сможет решать познавательные задачи многоаспектно, развивается творческое мышление. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные, межпредметные группы учеников с одинаковым уровнем знаний, для изучения сложных вопросов развития природного комплекса, социально-экономического развития страны и его регионов. Поощряйте исследовательскую работу учащихся, имеющую межпредметные контакты, найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
Многие темы в физике требуют знаний из других предметов. Практикуя интегрированные совместные уроки с другими учителями предметного цикла, а также с учителями математики, биологии, языка, мы можем в полной мере владеть содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо изучить по определенной теме. Учитель должен хорошо знать материал учебного предмета, с которым предполагается интеграция, то есть уметь создавать для себя единую картину мира. Только это обеспечивает педагогу свободу и вариативность в оперировании учебным материалом.
Работа творческого педагога невозможна без широкого кругозора, культуры, без развития способностей и устремленности учителя к поиску более совершенных приемов обучения. Разработана методика использования содержательных ресурсов на уроках предметов естественнонаучного цикла, разработан план-конспект интегрированного урока с английским языком на тему «Уравнение идеального газа» (10 класс).
На интегративном уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Через интеллектуальные умения можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Такие уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами. Помогают учащимся найти и постичь единые закономерности разных наук, которые обогащают и помогают их творческому росту. Разработаны и лицензированы учебные программы интегративного элективного обучения «Земля во Вселенной» и прикладной курс «Решение задач в 10-11 классах» (физика на английском).
Умение осуществлять метапредметное, аспектно-интегративное видение и действие при проведении уроков, является важным фактором формирования учебных компетенций на основе интеграции в повышении педагогического мастерства самого учителя на современном этапе развития школы. Повышение уровня профессионального мастерства учителей, осознания значимости обучения школьников в языковом образовании и овладение технологиями полиязычного обучения на современном этапе развития образования естественнонаучного цикла стало необходимостью.
Сыркуль УРАЗБАЕВА,
учитель физики и астрономии Карабалыкской СШ им. А.Кунанбаева
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.