Во время декады самопознания, которая у нас проводилась под названием «Жить во имя любви», самый подходящий момент поговорить о нравственных качествах, которые являются основой воспитания в младшем школьном возрасте.
Воспитание добрых чувств – главная цель уроков самопознания. Для того чтобы развить у ребят представления о ценности любви в жизни человека, я предлагаю использовать на уроке ряд упражнений, которые позволят маленьким ученикам иначе взглянуть на наш мир и стремиться совершать добрые поступки. Для проведения урока я использую групповую форму обучения. Заинтересовать ребят и настроить на активную работу очень просто. Предложите ребятам разгадать или расшифровать тему урока, им очень нравится делать открытие самостоятельно.
Я предложила первоклассникам собрать из букв слова «любовь» и «жизнь», так как эти слова являлись основой нашего урока. После каждого задания необходимо сделать соответствующий вывод, так как он несёт воспитательный характер, помогает ребёнку понять самое главное. После введения в тему урока можно использовать пространство кабинета. Заранее подготовленные ответы на вопросы, различные задания и сюрпризы размещаю не только на доске, но и на стенах, полочках, там, где ребёнок сможет их увидеть. Для того чтобы дети ответили на вопрос «что такое любовь?», на магнитной доске были размещены сердца с ответами: «Любовь – это радость», «Любовь – это милосердие», «Любовь – это внимание» и т. д. Прочитать ответ и сделать вывод, что любовь живёт у каждого из нас в сердце – вот основная задача упражнения.
Следующее задание – построить из сердец символ любви. Можно предложить выполнить его в группах или сделать одну коллективную работу. Это задание творческого характера, поэтому учитель может полностью положиться на фантазию детей. Обобщая это задание, учитель спрашивает ребят о том, к кому мы испытываем любовь. Зачастую ответы повторяются, поэтому необходимо заранее подготовить варианты ответов на карточках, чтобы способствовать развитию речи учеников.
На уроке самопознания проведение игровых упражнений позволяет добиться большого успеха в развитии положительной эмоциональной сферы учащихся. Я предлагаю провести игру «Раскрась любовь». По условию игры ребятам необходимо найти для себя пару, после этого они выходят из-за парт и становятся возле доски. Учитель раздаёт всем «волшебные краски» и предлагает «раскрасить» друг друга цветами радости, любви, нежности, добра, справедливости. Анализ игры можно провести по вопросам, главное систематизировать положительные качества детей.
На этом уроке можно прочитать притчу или рассказ, сюжет которого будет учить быть отзывчивым, не забывать о людях, которые нас воспитали и дарят свою любовь каждый день. Творческая работа – основной инструмент, который помогает закрепить все цели урока. Учитель может предложить вырезать из цветной бумаги бабочку, ромашку, воздушный шар и написать на нем пожелания другу, родным, присутствующим. Главное, чтобы дети применяли полученные знания, которые приобрели на уроке.
Рузана ЧУНКЕВСКАЯ,
учитель начальных классов Карасуской ОШ
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.