Во время декады самопознания, которая у нас проводилась под названием «Жить во имя любви», самый подходящий момент поговорить о нравственных качествах, которые являются основой воспитания в младшем школьном возрасте.
Воспитание добрых чувств – главная цель уроков самопознания. Для того чтобы развить у ребят представления о ценности любви в жизни человека, я предлагаю использовать на уроке ряд упражнений, которые позволят маленьким ученикам иначе взглянуть на наш мир и стремиться совершать добрые поступки. Для проведения урока я использую групповую форму обучения. Заинтересовать ребят и настроить на активную работу очень просто. Предложите ребятам разгадать или расшифровать тему урока, им очень нравится делать открытие самостоятельно.
Я предложила первоклассникам собрать из букв слова «любовь» и «жизнь», так как эти слова являлись основой нашего урока. После каждого задания необходимо сделать соответствующий вывод, так как он несёт воспитательный характер, помогает ребёнку понять самое главное. После введения в тему урока можно использовать пространство кабинета. Заранее подготовленные ответы на вопросы, различные задания и сюрпризы размещаю не только на доске, но и на стенах, полочках, там, где ребёнок сможет их увидеть. Для того чтобы дети ответили на вопрос «что такое любовь?», на магнитной доске были размещены сердца с ответами: «Любовь – это радость», «Любовь – это милосердие», «Любовь – это внимание» и т. д. Прочитать ответ и сделать вывод, что любовь живёт у каждого из нас в сердце – вот основная задача упражнения.
Следующее задание – построить из сердец символ любви. Можно предложить выполнить его в группах или сделать одну коллективную работу. Это задание творческого характера, поэтому учитель может полностью положиться на фантазию детей. Обобщая это задание, учитель спрашивает ребят о том, к кому мы испытываем любовь. Зачастую ответы повторяются, поэтому необходимо заранее подготовить варианты ответов на карточках, чтобы способствовать развитию речи учеников.
На уроке самопознания проведение игровых упражнений позволяет добиться большого успеха в развитии положительной эмоциональной сферы учащихся. Я предлагаю провести игру «Раскрась любовь». По условию игры ребятам необходимо найти для себя пару, после этого они выходят из-за парт и становятся возле доски. Учитель раздаёт всем «волшебные краски» и предлагает «раскрасить» друг друга цветами радости, любви, нежности, добра, справедливости. Анализ игры можно провести по вопросам, главное систематизировать положительные качества детей.
На этом уроке можно прочитать притчу или рассказ, сюжет которого будет учить быть отзывчивым, не забывать о людях, которые нас воспитали и дарят свою любовь каждый день. Творческая работа – основной инструмент, который помогает закрепить все цели урока. Учитель может предложить вырезать из цветной бумаги бабочку, ромашку, воздушный шар и написать на нем пожелания другу, родным, присутствующим. Главное, чтобы дети применяли полученные знания, которые приобрели на уроке.
Рузана ЧУНКЕВСКАЯ,
учитель начальных классов Карасуской ОШ
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.