Сегодня многие понимают, что знание государственного языка становится всё более актуальным, владение им открывает новые горизонты развития и самореализации, повышает конкурентоспособность на рынке труда.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем сентябрьском 2019 года Послании народу Казахстана подчеркнул, что мы продолжим создавать условия для развития языков и культуры всех этнических групп в нашей стране. Считаю, что роль казахского языка как государственного будет усилена, и наступит время, когда он станет языком межнационального общения. Однако, чтобы достичь такого уровня, нужны не громкие заявления, а наша общая работа.
«Государственная программа по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы», утверждённая Правительством РК в декабре 2019 года, была направлена на продолжение гармоничной языковой политики по обеспечению функционирования казахского языка как государственного. В программе чётко отражена имеющаяся на сегодня языковая среда и ожидаемые результаты. Для усиления роли государственного языка как межэтнического в документе указаны развитие языкового капитала граждан нашей страны, расширение функций, повышение уровня владения казахским языком и улучшение культуры его использования. В эту жизненно важную работу свою лепту должны внести специалисты культурно-просветительных учреждений, сервиса и лично каждый казахстанец.
Нужно делать ставку на подрастающее поколение. Важно начинать изучение с дошкольного возраста, создавая благоприятную среду для общения, тогда и успех налицо. У казахов хорошая пословица: «Ел болам десең, бесігіңді түзе» («Чтобы построить государство, надо обустроить колыбель»). Думаю любовь к государственному языку независимого Казахстана должна прививаться с младенчества. На практике доказано, что чем раньше ребёнок начинает изучение языка, тем легче его усвоит.
Преподаватель и переводчик из Астаны Сагадат Муканов, автор учебного пособия «Практический казахский» считает, что потенциальные создатели и потребители казахскоязычного контента – это сегодняшние дети, и упор должен делаться на молодое поколение. Взрослый человек не сможет освоить язык на уровне его носителя, это относится ко всем языкам. Потому надо не бояться и отдавать детей в детсады, школы и вузы на родном языке. Это поколение казахскоязычных граждан и будет продвигать культуру, станет главной силой общественного развития.
По сведениям энтузиаста казахского языка, заместителя руководителя аппарата Сената Парламента РК Максима Споткая, значение и роль казахского языка в нашем обществе очень выросли. 60% студентов колледжей учатся на казахском. 80% казахстанских первоклассников пошли учиться в казахские школы. Растет число семей, говорящих на казахском. В 2019 году четыре из пяти выпускников школ претендовали на грант для обучения на казахском языке. Это говорит о том, что абсолютное большинство молодёжи не просто говорит на государственном языке, но и владеет на таком уровне, чтобы получить образование на нём.
То, что казахскоязычный контент очень востребован, можно наблюдать в социальных сетях. Многие пишут посты на государственном языке. Словом, у языка есть будущее. По словам члена Ассамблеи народа Казахстана Атсалим Идигова, если в начале 90-х годов в стране незнающих казахского языка было около 70% , то нынче столько же, но уже знающих.
Но вместе с тем вызывает тревогу, что у нас подрастает поколение молодых, которые не знают языка или говорят на нём безграмотно. Знание государственного языка – это наш долг: и гражданский, и человеческий. Об этом сказано и в Конституции РК. Нам следует и дальше сохранять и развивать, беречь своё национальное, но в то же время быть и носителями казахских духовных ценностей. Не случайно великий казахский просветитель Абай Кунанбайев писал, что «человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным».
Наше старшее поколение сохранило определённый опыт, материальное и духовное наследие, и сейчас очень важно передать это богатство молодому поколению. Радует, что тема патриотизма – в центре внимания всех поколений, что государственному языку уделяют максимум внимания. О необходимости ускорить развитие госязыка говорил в начале года и Президент страны.
В городе горняков с каждым годом растёт число представителей разных национальностей, владеющих языком Абая. По данным Городского центра обучения языкам акимата г. Рудного (директор Ж.Джамбурчина), в прошлом году в Центре прошли обучение казахскому языку 1132 человек, по латинской графике – 205 рудничан, 70% из них сдали экзамены на «хорошо» и «отлично», среди них 10 ветеранов-активистов. Все слушатели получили сертификаты и перешли на следующий уровень. Методика рассчитана на взрослых по системе КазТест и состоит из пяти уровней: А1, А2, В1, В2, С1 по 100 часов каждый. Сначала определяется уровень знаний слушателей, заключается договор, а по окончании курса они сдают тесты по чтению, пониманию и грамматике и получают сертификаты. В штате Центра – талантливые преподаватели казахского, английского, корейского и немецкого языков, столько же внештатных языковедов. Они в течение года проходят курсы повышения квалификации. Слушатели очень тепло отзываются о таких преподавателях, как Айнур Сармантаева, Жанат Досубаева, Дана Альтанова, Арай Ниязова, Айнур Идрисова, Эльмира Досанова, которые доносят материалы с душой, применяют разные методики, и курсанты втягиваются, проявляют активность в освоении языка.
Более широкому распространению и популяризации государственного языка среди городского населения способствует проводимые разнообразные языковые конкурсы, молодёжные форумы, викторины, творческие состязания. В прошлом году ко Дню столицы с целью разъяснения и пропаганды нового казахского алфавита на латинской графике, идеализации преемственности поколений, городской совет ветеранов совместно с ГЦОЯ организовали среди ветеранов и студентов-волонтёров интеллектуально-познавательную игру «Үлкенге – құрмет, кішіге – ізет». Всем участникам были вручены благодарственные письма и призы.
В ноябре 2019 года в Рудненском индустриальном институте городским акиматом при поддержке управления по развитию языков акимата Костанайской области проведен второй форум «Язык. Молодёжь. Общество», который собрал более 400 энтузиастов казахского языка, победителей конкурсов, призёров олимпиад на знание государственного языка. Наиболее активные рудничане награждены благодарственными письмами акима г. Рудного и денежными сертификатами.
Как член городской информационно-разъяснительной группы, председатель постоянной комиссии по работе с молодёжью городского совета ветеранов, я готовлю статьи о государственном языке, о переходе на латинскую графику, о молодёжи. Мой скромный труд отмечен благодарственными письмами, грамотами.
В условиях чрезвычайного положения в стране и регионе всё более актуальны интернет-ресурсы дистанционного обучения. Для поддержки изучающих государственный язык преподаватели ГЦОЯ внедряют мультимедийные технологии, используют механизмы LearningApps.org Sokrative и ThingLink. Два раза в неделю проводятся онлайн-курсы через Skype. На официальном сайте ГЦОЯ, а так же на YouTube-канале представлены видеоуроки по обучению казахскому языку на начальном уровне. При изучении трёх языков применяются мобильные приложения Kahoot и Socrative. В мае на базе ГЦОЯ в онлайн-формате проведён областной конкурс «Үздік оқытушы-2020», преподаватели городского центра выступили организаторами конкурса.
В прошлом году в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и 14 областных центрах открылись филиалы дискуссионных клубов «Мәміле», у истоков которых стоят автор серии популярных учебников «Ситуативный казахский» Канат Тасибеков и основатель школы «Лингва-Тен» Владислав Тен. Цель клуба – помочь русскоязычным и казахоязычным казахстанцам понимать не только язык, но и душу друг друга, чтобы все желающие могли выучить государственный язык. В День благодарности инициативная группа создала в Facbook сообщество «Решаем проблему казахского языка вместе». Суть инициативы простая: помоги тому, кто учит казахский: советом, методикой, словом, делом. Поддержи, не смейся над его акцентом, он хочет знать язык. Один из членов группы, журналист Максим Рожин предлагает сформировать действенную систему для обучения государственному языку по всей стране. Участвовать могут все: и те, кто хочет обучаться, и те, кто готов обучать.
В Казахстане многие успешные методики изучения государственного языка уже реализованы такими же энтузиастами. Объединив подобные инициативы в рамках движения, можно добиться большого результата. Сегодня вся полезная информация и помощь, предложенная им, направляются на почту kaztilinekomek@gmail.com, и они будут отработаны рабочей группой. Самый популярный https://www.soyle.kz. Здесь на сайте обучаются почти 125 тысяч человек. Это первый бесплатный онлайн-курс, созданный Фондом развития государственного языка как платформа для развития государственного языка, для развития разговорной речи. Курс содержит онлайн-уроки для уровней от А1 до В2, которые доступны ежедневно и круглосуточно.
Заслуживает внимания центр «Языковой волонтёр» в Павлодаре, нацеленный на популяризацию казахского языка. Автор проекта Шолпан Кинжикова, директор центра «Ана тілі», автор электронной игры «Ойна, ойла, үйрен!» («Играй, думай, учись!»), которая даёт возможность изучения казахского языка при помощи смартфона на кириллице и латинице.
Проект «Национальный корпус казахского языка» - это цифровизация языка, введение его в мировую сеть. Это проект, который необходим при переводе на латинскую графику. Он даст возможность человеку, находясь в любой точке мира, изучать казахский язык. При нажатии на любое слово можно получить полную информацию: происхождение, значение, в какой форме в данном контексте используется, возможность использования с другими словами. Надо помнить: чтобы выучить казахский язык, в первую очередь необходимо желание, а чтобы совершенствовать его – постоянная практика и среда. К примеру, поехать в село или находиться в коллективе, где преобладает государственный язык, и говорить только на нём. А также нужно смотреть онлайн-уроки, телепередачи и фильмы на казахском языке, слушать песни, читать вслух книги. Не надо стесняться говорить и делать ошибки. Требуется всесторонняя поддержка учителей и наставников. Главный принцип простого правила: чтобы научиться говорить, нужно говорить на казахском языке.
В связи с популярностью среди молодёжи социальных сетей, именно в них проводится больше работы. Ярким примером служит республиканская поэтическая эстафета, инициированная Президентом в честь 175-летия со дня рождения Абая Кунанбаева. Многие творческие коллективы, общеобразовательные школы, колледжи, совет ветеранов Рудного поддержали начинание Касым-Жомарта Токаева. В городских школах проводились ежегодные конкурсы «Абайские чтения». Первыми челлендж #Абай-175 в онлайн-режиме начали активисты совета ветеранов, которые читали стихи и слова назидания Абая, поэты-ветераны – свои стихи, посвящённые юбилейной дате, а члены народного вокального ансамбля «Жадыра» исполнили песни Абая «Көзімнің қарасы», «Айттым сәлем, Қаламқас», «Татьянаның әні».
Кстати, библиотекой Елбасы запущена литературная эстафета «Абайские чтения». Продлится она до конца августа 2020 года, по её итогам лучшие чтецы будут награждены ценными призами. Победители конкурсов из г. Рудного могут участвовать в этой эстафете.
Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая недавно на третьем заседании Национального совета общественного доверия, призвал всемерно повышать эффективность преподавания государственного языка, используя европейский опыт языковой интеграции.
- Они при обучении языку делают ставку на молодёжь в учебных заведениях. С 2021 года комитет языков необходимо передать в министерство образования и науки РК. Такой шаг позволит сконцентрировать в едином центре весь государственный потенциал в области разработок методик и преподавания казахского языка, выстроить систему анализа и мониторинга успешности внедряемых образовательных программ, – предложил Глава государства.
Государственный язык должен знать каждый гражданин Казахстана, независимо от национальной принадлежности, и владение им – это своего рода дань уважения стране, в которой ты живешь.
Жаксылык КАКЕНОВ,
ветеран государственной службы, член президиума Рудненского городского совета ветеранов и городской информационно-разъяснительной группы
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.