Цифровое искусство как пространство развития креативного мышления

Выпуск - №41(689)   :   05.11.2025
122

image

Поиск педагогических форм, способствующих освоению цифровых инструментов и развитию творческой инициативы у педагогов и обучающихся, становится особенно актуальным. Именно такую задачу поставила перед собой республиканская креатив-лаборатория «Цифровое искусство в художественном образовании», проведённая филиалом АО «Өрлеу» ИПР по Костанайской области в онлайн-формате.
Современная система художественного образования переживает период активной трансформации, обусловленной цифровизацией всех сфер человеческой деятельности. Искусство, традиционно связанное с материальными средствами выражения, сегодня выходит в виртуальное пространство, где формируются новые формы художественного мышления, синтезирующие технологии, эстетику и коммуникацию.
Креатив-лаборатория стала площадкой профессионального общения педагогов из разных регионов Казахстана. Она была направлена на формирование у педагогов компетенций в области цифрового искусства и демонстрацию возможностей современных технологий как средств художественного самовыражения и развития креативного мышления обучающихся.
Главная цель лаборатории заключалась в том, чтобы показать, как цифровое искусство способствует развитию креативного мышления и открывает новые горизонты в обучении. Программа отличалась тематическим разнообразием и практической направленностью. Каждый тематический блок представлял собой сочетание теоретического осмысления и демонстрации конкретных инструментов, доступных для использования в образовательной практике.
Открыла лабораторию сессия, посвящённая искусственному интеллекту, которая вызвала живой интерес участников. Рассматривались алгоритмы генерации изображений, синтеза стиля, а также этические аспекты взаимодействия человека и нейросети в художественном творчестве. Обсуждались педагогические возможности их использования для развития воображения, критического мышления и визуальной грамотности учащихся.
На сессии, посвящённой цифровой живописи, спикеры продемонстрировали работу в приложениях Procreate, Krita и Adobe Fresco, показали возможности цифровой кисти, слоёв и цветовых фильтров. Особое внимание было уделено сравнению традиционной и цифровой техники рисования, а также методам сохранения индивидуального художественного стиля при переходе в цифровую среду. Педагоги отметили, что цифровая живопись позволяет ученикам быстро экспериментировать с цветом и композицией, не боясь ошибки, что способствует развитию смелости в творческом поиске.
Следующий блок был посвящён созданию анимации в приложениях FlipaClip, Toon Boom Harmony и Blender. Участники познакомились с принципами покадровой анимации, цифрового монтажа и озвучивания.
Проведённая лаборатория показала, что цифровое искусство становится важным направлением современной педагогики. Его образовательный потенциал заключается не только в освоении технических навыков, но прежде всего – в развитии креативного мышления, коммуникативных компетенций и междисциплинарного подхода.
Цифровое искусство стимулирует рефлексию, умение видеть привычные вещи в новом ракурсе, формирует у детей эстетическое восприятие цифровой среды. Оно позволяет объединить различные области знаний – информатику, математику, историю и изобразительное искусство в едином проектном пространстве.
В отзывах, полученных после мероприятия, педагоги отметили актуальность мероприятия и практическую направленность представленных материалов. Многие подчеркнули, что лаборатория вдохновила их на внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. Лаборатория стала не только источником знаний, но и пространством профессиональной поддержки и педагогического роста. Проведение креатив-лаборатории показало, что цифровое искусство сегодня является эффективным инструментом развития личности, объединяющим творческое, технологическое и гуманитарное начало.
Республиканская креатив-лаборатория «Цифровое искусство в художественном образовании» подтвердила, что цифровые технологии — не альтернатива традиционному искусству, а его развитие и расширение. Они открывают перед педагогами и учащимися новые формы самовыражения, способствуют формированию креативного мышления и обеспечивают доступ к мировому культурному опыту.

Наталья ИСТОМИНА,
старший преподаватель кафедры ЕМН  филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР
по Костанайской области

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».