Проблема экологического воспитания подрастающего поколения в последнее время обрела особое звучание. Ее актуальность обусловлена сразу несколькими характерными особенностями социально-экономической ситуации в обществе.
Заседание экологической школы
В первую очередь экологическое образование рассматривается как предметная и концептуальная основа образования для устойчивого развития. Это подтверждается многими документами и программами, где экологическое образование подрастающего поколения ориентировано на переосмысление подходов в формировании экологической культуры и экологического сознания. С этой целью в нашем регионе по инициативе заместителя директора методического центра управления образования акимата Костанайской области Татьяны Набатниковой и кафедры экологии КРУ им. А.Байтурсынова был запущен проект «Экологическая школа», в реализацию которого включились экологические клубы и кружки Костанайской области.
В экологической школе все её участники вовлечены в поддержание экологической политики социума, занимаются экологическим просвещением и решением экологических проблем своей малой родины. Такой подход сможет подготовить подрастающее поколение к возможности проектировать своё поведение в природе с учётом экологических последствий и безопасности.
20 декабря в онлайн-формате прошло первое заседание экологической школы, спикерами которого стал педагогический коллектив Тогузакской ОШ. Юные экологи, работая в сессионных залах, составляли модель «Эколого-краеведческий потенциал образовательного пространства», которая показала глобальность решаемой проблемы и интеграцию всех сторон учебно-воспитательного процесса в процессе реализации развития экологического сознания подрастающего поколения.
Разработанная модель представляет открытую систему, которая не ограничивается стенами образовательных учреждений. Большая роль отводится семье и таким социальным институтам как средства массовой информации, общественные организации, учреждения здравоохранения, культуры и спорта, социальной защиты населения и природных богатств нашего региона. Большинство мероприятий по реализации модели имеют практическую направленность, показывающую вклад каждого участника в дело охраны природы.
Победительница конкурса экологичных ёлочных игрушек Светлана Звонарёва
Второй частью заседания стало проведение конкурса «Новогодняя фантазия». Участники представили работы, выполненные в различных видах декоративно-прикладного творчества с использованием вторичных материалов. Ёлочные игрушки, гномики, снеговики, символ года – дракон и многие другие творческие работы были созданы руками детей из подручного материала. Пригодилось всё! Пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, ленты, шарики от дезодоранта, одноразовая посуда, лоскутки ткани, фольга, нитки, бумага, пенопласт мгновенно преобразились в удивительные произведения декоративно-прикладного искусства. По итогам конкурса были определены девять призовых мест, остальные участники получили сертификаты за свои творческие усилия.
При проведении рефлексии участники отметили, что в современном мире даже юный эколог должен обладать лидерскими качествами, быть смелым, сильным и мужественным, умеющим вести диалог не только друг с другом, но и с руководителями градообразующих предприятий, органами власти, людьми, нарушающими правила поведения в природе. Первое заседание экологической школы показало необходимость развивать экологическое движение в регионе. Впереди много идей и проблем, которые мы сможем решить только сообща. Китайская мудрость гласит: «Множество маленьких дел, которые делаются множеством маленьких людей во многих маленьких местах, могут изменить лицо мира».
Г. ЗАСИМЕНКО,
руководитель экологического клуба Тогузакской ОШ, Карабалыкский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.