Экспериментальная деятельность в современной школе является принципом роста и развития образовательной системы, в которой нуждаются обучающиеся с особыми образовательными потребностями.
В течение 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 учебных годов осуществлялась экспериментальная деятельность в общеобразовательной школе №1 города Лисаковска по теме «Инклюзивное образование как условие успешной интеграции обучающихся с особыми образовательными потребностями». Были разработаны методические программы, пособия, УМК. Разработана и прошла экспертную оценку отдела образования акимата города Лисаковска программа «Инклюзивное образование как условие успешной интеграции обучающихся с особыми образовательными потребностями» в ноябре 2019 года. А так же прошло экспертную оценку отдела образования методическое пособие «Логопедия раннего детства», экспертную оценку управления образования – УМК «Содержание и организация логопедической деятельности в условиях школьного логопедического пункта» в 2020 году. Программа «Инклюзив – образование для всех» одобрена городским экспертным советом в 2020 году. Программа научно-методического сопровождения экспериментальной деятельности по теме «Активизация инклюзивных практик в системе обновленного содержания образования» одобрена городским экспертным советом в январе 2022 года.
Регулярно проводились семинары с приглашением и участием педагогов города, по всем школьно-методическим объединениям. Педагоги обменивались опытом, активно принимали участие в экспериментальной деятельности, которая приносила и продолжает приносить свои плоды. Особую активность проявляли все участники семинара, которые смогли почувствовать себя в роли учеников. Помощниками для каждой группы были педагоги-ассистенты школы: педагог- психолог Олеся Капник, учитель начальных классов Татьяна Нагула.
Следует отметить, что в городе Лисаковске только в ОШ №1 работают педагоги-ассистенты. Педагоги школы регулярно принимают участие и занимают призовые места в профессиональных конкурсах «Лучшая инклюзивная организация образования» (2019, 2020 годы), «Лучший дефектолог (логопед) инклюзивной организации образования» (2020 год), в олимпиадах по педагогике, инклюзивному образованию и общеобразовательным дисциплинам.
Имеют высшее дефектологическое образование восемь педагогов ОШ №1 г. Лисаковска, из них трое – степень бакалавра, пять педагогов имеют научно-педагогическую степень магистра по специальности «Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль): «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья». Ещё двое педагогов имеют научно-педагогическую степень магистра по другим дисциплинам. Семь педагогов имеют высшее психологическое образование (бакалавриат) по специальности «Педагогика и психология». Все педагоги школы регулярно проходят курсы повышения квалификации по теме «Инклюзивное образование», «Образование и социализация детей с особыми образовательными потребностями».
Учащиеся, имеющие особые образовательные потребности, систематически принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, занимают призовые места на городском, областном, республиканском, международном уровнях.
В 2022-2023 году экспериментальная деятельность продолжилась. Цель деятельности на три учебных года определена следующим содержанием: «Внедрение в учебно-воспитательный процесс принципов и методов психолого-дефектологического сопровождения обучающихся с ООП в условиях классов коррекционно-развивающего обучения и инклюзивных классах. Активизация путей социализации обучающихся». Разработана программа на три учебных года, план работы по реализации поставленной цели на 2022-2023 учебный год.
Согласно плану работы по реализации экспериментальной деятельности по теме «Адаптация и социализация обучающихся с особыми образовательными потребностями», 15 марта состоялся региональный семинар для педагогов общеобразовательных школ, на который были учителя школ посёлка Тобола. В практическом семинаре приняли участие директора школ Жанна Дюсембаева, Елена Кривченкова, заместители директоров школ, педагоги-психологи, учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями.
Организаторами регионального семинара выступили руководитель методического кабинета отдела образования г. Лисаковска Лейла Шоканова, методист отдела образования Зауреш Темирбаева, и.о директора школы Лидия Тимергазина. Лидия Амуровна открыла семинар, выступив с докладом «Центр инклюзивного образования». Заместитель директора по ВВР Наталья Штиллер представила участникам информацию по теме «Инклюзивное обучение – комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию обучающихся с особыми образовательными потребностями».
Заместитель директора по ВР второй категории, педагог-психолог Любовь Щёголь выступила с докладом «Организация и содержание деятельности школьной психолого-медико педагогической консультации, сотрудничество с ПМПК города Рудного». Я выступила с информацией «Инклюзивное образование как условие успешной интеграции обучающихся с особыми образовательными потребностями».
Далее молодые педагоги школы, стаж педагогической деятельности которых от одного учебного года до двух лет, провели TED-площадку, в которой была представлена самопрезентация каждым педагогом, затем была продолжена работа в форме практической деятельности. Учитель информатики Кристина Швецова представила в практической части элементы работы с робототехникой по теме «Развитие творческого мышления обучающихся».
Учитель казахского языка и литературы Улман Абилда выступила с практической деятельностью «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся», продемонстрировала интерактивные методы обучения по построению предложений учащимися в обучении государственному языку. Учитель английского языка Камила Жумагалиева представила элементы работы по обучению чтению на английском языке младших школьников, имеющих особые образовательные потребности. Учитель физической культуры Михаил Шваб предложил участникам семинара почувствовать себя школьниками и выполнить элементы работы по физической культуре и коррекционной ритмике, которые педагог активно применяет с учащимися, имеющими особые образовательные потребности.
В завершении проведена рефлексия деятельности. Все приглашённые педагоги принимали активное участие в практической деятельности семинара и в завершении мероприятия получили сертификаты участников. Немаловажно и то, что педагоги получили стимул к дальнейшей работе с детьми, нуждающимися в особом внимании, настрой на творческий подход в любой нестандартной ситуации.
Елена КИЛЬ,
руководитель экспериментальной площадки, учитель-логопед, дефектолог ОШ №1, г. Лисаковск
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.