Инновационные практики в инклюзивном образовании

Выпуск - №34-35 (531-532)   :   08.09.2022
620

Какие применять инновационные практики в инклюзивном образовании и как помочь ребёнку с особыми образовательными потребностями – таким был лейтмотив прошедшего совместного августовского заседания городских Ассоциаций педагогов детских садов и начальных классов.

В своём выступлении я говорила о вопросах преемственности системы инклюзивного образования и развитии рефлексивной компетенции педагогов. Особо было подчёркнуто то, что стратегия работы педагога с детьми с ООП должна определяться в сотрудничестве с семьёй, психологом и другими специалистами, с теми кто может оказать помощь в адаптации и организации среды, учебного процесса. Немаловажным в этом взаимодействии становится знание индивидуальных особенностей каждого ребёнка, что помогает педагогу найти наиболее целесообразный подход к нему.

Об эффективных практиках психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР, ОНР вели речь в своих презентациях психологи детских садов «Дельфинчик» Д.Гулиева, «Улыбка» Т.Шенкель, которые представили опыт работы по применению песочной терапии. По их мнению, на сегодняшний день этот метод работы является одним из наиболее эффективных коррекционных подходов в работе с особым ребёнком. У детей с проблемами развития после занятий по пескотерапии активнее проявляется речь, улучшается слуховое восприятие, становится более совершенной мелкая моторика, нормализуется эмоциональный фон восприятия себя и окружающего мира. 

Спикер из детского сада «Ивушка» Ф.Бандуровская продемонстрировала наиболее эффективные игровые технологии в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОВЗ. Подводя итоги своего выступления, Фаузия Шакировна отметила: «Применяя игровые технологии в коррекционной работе, мы помогаем детям раскрепощаться, обретать уверенность в себе. Как показал опыт, действуя в игровой ситуации, приближённой к реальным условиям, дети групп предшкольной подготовки легче усваивают материал любой сложности. Систематическая коррекционная работа с дошкольниками помогает им управлять своим поведением. Достигнутые успехи наших воспитанников были бы невозможны без тесного контакта с их семьями. Поэтому в течение года велась планомерная работа, направленная на повышение педагогической компетенции родителей. Непрерывная связь с родителями осуществлялась с помощью различных форм работы: групповые собрания в режиме онлайн, индивидуальные консультации, тематические беседы, на которых обсуждались вопросы воспитания и развития ребёнка. Такие беседы помогли нам заинтересовать родителей, помочь им стать активными и действенными участниками коррекционного процесса». 

О не менее значимом направлении в инклюзивном образовании рассказала психолог яслей-сада «Болашак» Г.Альмишева. Ею были озвучены практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Вот некоторые из них. 

* Называйте ребёнка по имени.
* Научите ребёнка смотреть в вашу сторону, когда вы обращаетесь к нему по имени.
* Не заставляйте ребёнка смотреть именно вам в глаза, чтобы показать, что он вас слушает.
* При нежелании слушать проблемная деятельность (ситуация), вызывающая у него напряжение, устраняется или изменяется.
* При слуховой гиперчувствительности голос взрослого понижается, а звук, вызывающий у ребёнка тревогу, устраняется. Если закрывание ушей руками становится проявлением стереотипных действий ребёнка, то подобные действия облекаются специалистом в игровую форму для придания им смысла.

Заинтересовала участников и представленная ею технология совместного рисования. Данная форма работы даёт новые возможности для знакомства аутичного ребёнка с окружающим миром. 

И.Кузьмина продемонстрировала инновационные техники тейпирования в работе логопеда. Результативность этой техники подтверждена в работе с заикающимися детьми. Логопед практикует присутствие родителей на логопедических занятиях с использованием тейпов, чтобы практически ознакомить их с принципами подхода к преодолению заикания, с приёмами по предупреждению и устранению у детей речевых судорог. Внедрение данной техники стало возможным после обучения Ирины Анатольевны на специализированных курсах для логопедов.

Практики в работе учителей из общеобразовательной школы №1, представленные И.Исмагуловой и Л.Пиксайкиной, имели своей целью посыл: инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья в коллектив класса. Обязательным является включение ребят в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия-игры, совместные проекты, лабораторные исследования. Мы учителя, обязаны дать возможность каждому ребёнку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал». Ирина Валентиновна продемонстрировала коррекционно-развивающие задания и упражнения для формирования практических навыков у учащихся с ОВЗ на уроках математики и естествознания в начальной школе. Людмила Юрьевна заострила внимание коллег на том, что в адаптированной образовательной программе для детей с ООП необходимо сделать упор на выполнение упущенного, на создание базы для освоения следующих знаний, умений и навыков, так как без этого ребёнок не может продвигаться дальше. Возможно, придётся вернуться, чтобы повторить те темы, где ребёнок не усвоил материал. Например, если он ещё понял тему «Свойства сложения и вычитания», не стоит пока учить его решать даже простые уравнения, он с ними не справится. Или если ребёнок не разобрался с тем, какие бывают звуки и чем звук отличается от буквы, если у него не развиты фонематические процессы, нет смысла объяснять ему, как делается фонетический разбор слова, ему пока это не осилить. Поэтому лучше сначала поработать над фонематическим восприятием и постепенно процесс усвоения пойдёт вперёд.

Надо сказать, что инклюзивное образование – очень серьёзная, кропотливая, длительная работа. Задача педагогов заключается в том, что образовательная среда детского сада, школы должна удовлетворять потребностям всех детей, в том числе детей с ООП, при этом необходимым элементом в реализации инклюзивного образования становится качество образования, обеспечение успеха каждого ребёнка в образовательном процессе с раннего детства до взрослой жизни.
 

Татьяна ЯНДУЛОВА,
методист отдела образования г. Лисаковска
 

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.