Истинное воспитание ребёнка есть воспитание самих себя

Выпуск - №1-2(549-550)   :   18.01.2023
860

Хочу поделиться впечатлениями от посещения обучающего семинара, проводимого в Батуми создателями гуманной педагогики Шалвой и Паатой Амонашвили. 

Что такое воспитание по мнению Шалвы Амонашвили? «Гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя. Воспитание ребёнка в действительности означает воспитание жизни в ребёнке». Система воспитания и обучения по Амонашвили – это «Педагогика целостной жизни детей и взрослых», где родители тоже выступают в качестве педагогов. Они должны понимать и принимать основные принципы гуманной педагогики, воспринимать ребёнка как великий дар.

Слушая лекции Пааты Амонашвили казалось, что всё легко и просто. Вот некоторые советы от рыцаря гуманной педагогики:

* Ребёнок должен ощущать себя в абсолютно комфортной среде. На него ни в коем случае нельзя кричать, нельзя пугать его, унижать, оскорблять. О том, чтобы замахнуться на ребёнка, даже речи не идёт.

* Детей нужно любить. Притом любить именно такими, какие они есть. Иначе ничего не выйдет. Нужно уважать их личность, беречь их психику. Ни в коем случае ни воспринимать их проблемы как какие-то незначительные мелочи. Возможно, для взрослого человека с его жизненным опытом это и мелочи, а для ребёнка – вопрос жизни и смерти. Нужно уметь встать на сторону ребёнка, взглянуть на проблему с его стороны.

* Нужно всячески очеловечивать среду вокруг ребёнка, делать так, чтобы он чувствовал: вокруг друзья, они хотят добра, они помогут. И, разумеется, необходимо в самом ребёнке воспитывать желание помочь, способность сопереживать своим товарищам. Только тогда вырастет гармоничная личность.

Конечно, методы Шалвы и Пааты Амонашвили невозможно изложить в небольшом объёме. Но основные позиции, безусловно, могут быть взяты на вооружение каждым педагогом. Чему бы ни обучался ребёнок, он и педагог должны понимать, что это лишь часть постижения мира. Разумеется, необходимо всячески способствовать такому постижению. Нужно читать, чтение должно быть познавательным. Необходимы занятия на общение с людьми, с природой, занятия красоты, компьютерной грамотности и работы с информацией. Очень важный момент – личность самого педагога. Достоин ли он этого звания? Он должен постоянно задаваться этим вопросом, постоянно совершенствоваться. В первую очередь воспитывать именно себя, а потом уже детей. Плохой педагог – злобный, равнодушный, недалёкий, мелочный – не имеет морального права требовать чего-либо от детей. Да у него и не получится, ведь дети всё это прекрасно чувствуют и понимают. Таковы принципы гуманной педагогики Амонашвили.

Шалва Александрович любит приводить слова Льва Толстого: «Истинное воспитание ребёнка есть воспитание самих себя». Настоящий педагог должен с одной стороны быть строгим и требовательным, а с другой – добрым, внимательным, заботливым, искренним. И обязательно любить жизнь!

Алия СЕРЕДЕНКО,
ясли-сад «АБВГДейка», г. Костанай

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.