Хочу поделиться впечатлениями от посещения обучающего семинара, проводимого в Батуми создателями гуманной педагогики Шалвой и Паатой Амонашвили.
Что такое воспитание по мнению Шалвы Амонашвили? «Гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя. Воспитание ребёнка в действительности означает воспитание жизни в ребёнке». Система воспитания и обучения по Амонашвили – это «Педагогика целостной жизни детей и взрослых», где родители тоже выступают в качестве педагогов. Они должны понимать и принимать основные принципы гуманной педагогики, воспринимать ребёнка как великий дар.
Слушая лекции Пааты Амонашвили казалось, что всё легко и просто. Вот некоторые советы от рыцаря гуманной педагогики:
* Ребёнок должен ощущать себя в абсолютно комфортной среде. На него ни в коем случае нельзя кричать, нельзя пугать его, унижать, оскорблять. О том, чтобы замахнуться на ребёнка, даже речи не идёт.
* Детей нужно любить. Притом любить именно такими, какие они есть. Иначе ничего не выйдет. Нужно уважать их личность, беречь их психику. Ни в коем случае ни воспринимать их проблемы как какие-то незначительные мелочи. Возможно, для взрослого человека с его жизненным опытом это и мелочи, а для ребёнка – вопрос жизни и смерти. Нужно уметь встать на сторону ребёнка, взглянуть на проблему с его стороны.
* Нужно всячески очеловечивать среду вокруг ребёнка, делать так, чтобы он чувствовал: вокруг друзья, они хотят добра, они помогут. И, разумеется, необходимо в самом ребёнке воспитывать желание помочь, способность сопереживать своим товарищам. Только тогда вырастет гармоничная личность.
Конечно, методы Шалвы и Пааты Амонашвили невозможно изложить в небольшом объёме. Но основные позиции, безусловно, могут быть взяты на вооружение каждым педагогом. Чему бы ни обучался ребёнок, он и педагог должны понимать, что это лишь часть постижения мира. Разумеется, необходимо всячески способствовать такому постижению. Нужно читать, чтение должно быть познавательным. Необходимы занятия на общение с людьми, с природой, занятия красоты, компьютерной грамотности и работы с информацией. Очень важный момент – личность самого педагога. Достоин ли он этого звания? Он должен постоянно задаваться этим вопросом, постоянно совершенствоваться. В первую очередь воспитывать именно себя, а потом уже детей. Плохой педагог – злобный, равнодушный, недалёкий, мелочный – не имеет морального права требовать чего-либо от детей. Да у него и не получится, ведь дети всё это прекрасно чувствуют и понимают. Таковы принципы гуманной педагогики Амонашвили.
Шалва Александрович любит приводить слова Льва Толстого: «Истинное воспитание ребёнка есть воспитание самих себя». Настоящий педагог должен с одной стороны быть строгим и требовательным, а с другой – добрым, внимательным, заботливым, искренним. И обязательно любить жизнь!
Алия СЕРЕДЕНКО,
ясли-сад «АБВГДейка», г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.