Изучение наследия

Выпуск - №12-13 (408-409)   :   20.03.2020
97

В Банновской средней школе состоялась научно-практическая конференция «Аль-Фараби – великий учёный и мыслитель. Философия и точные науки – что общего?».

В ходе конференции ученики 8-11 классов представили свои работы по изучению жизни великого учёного и влияния его трудов «Естественно-научные трактаты» и «Математические трактаты» на развитие естественных наук. Тематика работ выбиралась школьниками в ссответствии с их интересами и охватывала некоторые разделы этих трудов.

В работе «Аль-Фараби – жизнь, окутанная легендами» были отражены основные этапы жизни и деятельности великого ученого. Одна из важных мыслей работы «О происхождении наук», по мнению ребят, заключается в том, что аль-Фараби классифицирует научные отрасли знаний: арифметику, геометрию, астрономию, музыку и называет их педагогическими науками. Обращая внимание на воспитательную ценность указанных предметов, он характеризует их усвоение как «прямой путь для познания тех наук, которые следуют за ними».

В ходе обсуждения работы «О необходимости искусства химии» ребята отметили, что, по мнению аль-Фараби, в основе абсолютного освоения предмета лежат знания из различных  областей философии. «Если же этим искусством овладеет не философ, то от этого в мире происходит самый большой порок. ... Изучение этого искусства (химии) надо начать  с математики и физики».

Проведя исследование работы «Перечисление наук (математика)» ребята отметили что аль-Фараби делит науку чисел на две науки – практическую и теоретическую. Первую люди используют в повседневной жизни, вторая – «изучает числа в абсолютном смысле, отвлечённые разумом от тел и всего, что поддается счёту». Такое же деление учёный применяет и для геометрии. В его работах идёт разделение теоретической геометрии на части. «Одна часть рассматривает линии и плоскости, а другая – тела».

Подразделение аль-Фараби арифметики и геометрии на практические и теоретические науки отличается от одновременного разделения этих наук у античных учёных в Древней Греции. Аль-Фараби  выделяет «науку об оптике», «науку о звёздах», «науку о музыке» и «науку о тяжестях» в специальные математические дисциплины. По  его утверждению, эти науки «проникают во все науки», так как они оперируют понятиями и отношениями, абстрагированными от реальных предметов и от реально существующих взаимосвязей и взаимоотношений между этими предметами».

Изучая труды великого мыслителя, ребята проявили исследовательские качества, установили взаимосвязь философии и точных наук. Но что более важно, испытывали чувство гордости за своего великого соотечественника.

Аль-Фараби – реформатор научной мысли. Идеи великого мыслителя свежи в современном мире. Он понимал значимость творческой и познавательной деятельности учеников, работы по развитию логического мышления и осмыслению полученной ими информации. Эти мысли аль-Фараби сохраняют свою актуальность и в наши дни.

Марина ВЕЛИХАНОВА,
учитель математики
Галина СТЕПАНЕНКО,
учитель химии
Елена ТУМАНОВА,
учитель математики Банновской СШ, Фёдоровский район

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.