В Банновской средней школе состоялась научно-практическая конференция «Аль-Фараби – великий учёный и мыслитель. Философия и точные науки – что общего?».

В ходе конференции ученики 8-11 классов представили свои работы по изучению жизни великого учёного и влияния его трудов «Естественно-научные трактаты» и «Математические трактаты» на развитие естественных наук. Тематика работ выбиралась школьниками в ссответствии с их интересами и охватывала некоторые разделы этих трудов.
В работе «Аль-Фараби – жизнь, окутанная легендами» были отражены основные этапы жизни и деятельности великого ученого. Одна из важных мыслей работы «О происхождении наук», по мнению ребят, заключается в том, что аль-Фараби классифицирует научные отрасли знаний: арифметику, геометрию, астрономию, музыку и называет их педагогическими науками. Обращая внимание на воспитательную ценность указанных предметов, он характеризует их усвоение как «прямой путь для познания тех наук, которые следуют за ними».
В ходе обсуждения работы «О необходимости искусства химии» ребята отметили, что, по мнению аль-Фараби, в основе абсолютного освоения предмета лежат знания из различных областей философии. «Если же этим искусством овладеет не философ, то от этого в мире происходит самый большой порок. ... Изучение этого искусства (химии) надо начать с математики и физики».
Проведя исследование работы «Перечисление наук (математика)» ребята отметили что аль-Фараби делит науку чисел на две науки – практическую и теоретическую. Первую люди используют в повседневной жизни, вторая – «изучает числа в абсолютном смысле, отвлечённые разумом от тел и всего, что поддается счёту». Такое же деление учёный применяет и для геометрии. В его работах идёт разделение теоретической геометрии на части. «Одна часть рассматривает линии и плоскости, а другая – тела».
Подразделение аль-Фараби арифметики и геометрии на практические и теоретические науки отличается от одновременного разделения этих наук у античных учёных в Древней Греции. Аль-Фараби выделяет «науку об оптике», «науку о звёздах», «науку о музыке» и «науку о тяжестях» в специальные математические дисциплины. По его утверждению, эти науки «проникают во все науки», так как они оперируют понятиями и отношениями, абстрагированными от реальных предметов и от реально существующих взаимосвязей и взаимоотношений между этими предметами».
Изучая труды великого мыслителя, ребята проявили исследовательские качества, установили взаимосвязь философии и точных наук. Но что более важно, испытывали чувство гордости за своего великого соотечественника.
Аль-Фараби – реформатор научной мысли. Идеи великого мыслителя свежи в современном мире. Он понимал значимость творческой и познавательной деятельности учеников, работы по развитию логического мышления и осмыслению полученной ими информации. Эти мысли аль-Фараби сохраняют свою актуальность и в наши дни.
Марина ВЕЛИХАНОВА,
учитель математики
Галина СТЕПАНЕНКО,
учитель химии
Елена ТУМАНОВА,
учитель математики Банновской СШ, Фёдоровский район
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».