Для создания ВИА, который будет работать безотказно и постоянно, надо приложить немало усилий. Для того чтобы вырастить своих учеников, нужно знать каждого не только как музыканта, владеющего определёнными навыками игры на инструменте, но и как личность со всеми вытекающими отсюда вопросами.
Надо быть не только хорошим музыкантом и преподавателем, но и психологом в некотором смысле, чтобы понимать чего хотят дети, как их удержать в этой сфере, и чтобы это увлечение стало их постоянным хобби.
Как жизнь начинается с первых шагов и первых слов, так и игра на любом инструменте начинается с самых элементарных, на первый взгляд, но очень нужных моментов. Это постановка рук, ударов и извлечение звука.
Если мы говорим о гитаре, то это обязательное чувство ритма и, конечно же, постановка рук. Пальцы левой руки (для правшей) должны прикасаться к струнам только подушечками фаланг, при этом не задевая соседние струны. Сначала мы играем простые аккорды без баррэ: Am, Dm, D, A, C, E, Em, G. Правая рука идёт вниз на «раз», извлекая звук по струнам, на «и» вверх. Таким образом, играем со счётом вслух каждый аккорд, считая до четырёх (раз и, два и, три и, четыре и). Считать вслух нужно обязательно, так как это в будущем развивает чувство ритма, без которого далее игра в ансамбле невозможна.
Параллельно обязательно надо дать ученику учить гамму G-dur (соль-мажор). Сначала её нужно играть в одну октаву во II позиции. После того как ученик ей овладеет следует продолжить её играть в три октавы: II, VII, X, XII позиции. Далее переходим к изучению баррэ аккордов: большое, среднее, малое. Например: большое баррэ – это Am на пятом ладу, среднее баррэ – это A на пятом ладу, и малое баррэ – это Dm на пятом ладу. Изучаем секвенцию аккордов: Am, G, F, E, в которой есть один аккорд баррэ (F – это среднее баррэ на первом ладу, то есть в I позиции). Когда вы эту секвенцию играете чисто, и аккорды у вас звучат, то вы уже можете играть в ансамбле. Различные ритмы и многое другое вы сможете познать уже в процессе самой игры в ансамбле с помощью преподавателя.
Что касается клавишных инструментов, то когда у человека есть навык игры на инструменте, всё гораздо легче. Однако бывает и такое, что приходят люди, у которых есть только желание игры на синтезаторе, но они не имеют никакого навыка. И в этот момент мы понимаем, что самое главное – это желание человека к обучению. Если оно высокое, то результат вы уже увидите через пару недель. У меня в практике был такой случай: человек, не имея ни слуха, ни толкового ритма, но имея великое желание, смог добиться успехов. Даже слёзы, которые были результатом его трудного обучения, не остановили его на пути к достижению своей мечты, так как желание было неизмеримо. На клавишных всё начинается, как и на любом инструменте, с простого, но важного: с постановки рук, изучения гаммы C-dur (до-мажор), её основных ступеней и строения аккордов из трезвучий. При этом не забываем, что должны быть задействованы все пять пальцев руки. После того как ученик овладеет аккордами мажора и минора, для изучения можно дать простую секвенцию аккордов: Am, G, F, E.
Далее переходим к бас-гитаре. На первый взгляд обучение на ней кажется самым элементарным, но это только на первый взгляд, так как бас-гитара – это солирующий инструмент, и пальцы у бас-гитариста практически всегда в движении. Так как басовые партии в основном играются по одной ноте, то хороший бас-гитарист должен владеть очень сильной техникой. У истоков музицирования на бас-гитаре будут протяжные длинные, половинные, четвертные ноты, но и затем в ускорении появятся и восьмые, и шестнадцатые. Как и на гитаре, левая рука играет подушечками фаланг пальцев. Правая рука извлекает звуки первым и вторым пальцем (указательным и средним) поочерёдно. Пальцы как бы соскальзывают со струны под углом 45 градусов. Также берём на вооружение гамму G-dur (соль-мажор) во II позиции. Для начала играем в одну октаву и отрабатываем технику игры. После того как ученик сдаст гамму, то следует углубить её изучение до двух октав. Далее следует перейти к арпеджио гаммы. Параллельно учим секвенцию аккордов: Am, G, F, E, играя её половинными нотами, затем сменяя ритм на четвертные ноты.
Далее переходим к следующему инструменту ритм-секции. Это ударные инструменты – дирижёр всего ансамбля. Начнём с того, как правильно держать палочки в руках. Во-первых, взяв палочку, следует мысленно поделить её на три части. После чего зажимаем большим и указательным пальцем 1/3 часть, считая от толстого конца палочки, при этом руку держим ладонью вниз. Но прежде, чем начать бить удары по рабочему барабану, надо сделать из этой палочки кнут: взять бельевую хлопчатобумажную тесёмку длинной примерно 80-90 см, привязать её за узкий конец палочки и закрепить скотчем, чтобы она не улетала. Взять в руки палочку, как было выше сказано, и научиться делать щелчок «кнутом». Как это делается: рука опущена вдоль туловища, далее поднимаем плечо, затем локоть доводим до уровня плеча, при этом кисть опущена, и палочка смотрит вниз, после чего предплечье доводим до уровня локтя, кисть всё ещё смотрит вниз. В таком положении совершаем резкое движение кисти вниз, при этом палочка сначала поднимается, а потом по траектории уходит вниз, при этом в конце упражнения должен произойти щелчок тесёмки. Всё это делается безо всякого напряжения в мышцах руки (главное условие выполнения). Доведя это упражнение до совершенства, оно повторяется левой рукой.
После того как щелчки получаются у вас хорошо обеими руками, можно садиться за ударную установку. Берём за основу такт в четыре четверти. По хай-хэту, при зажатых тарелках, бьём четыре доли правой рукой, считая до четырёх. Затем на раз добавляем удар бочкой (при этом колотушка уже стоит прижатая к бочке, пятка правой ноги всегда должна висеть в воздухе), а на три левой рукой бьём по рабочему барабану (левая рука находится снизу правой). Не забываем, что напрягать руки строго запрещается. Бьёте так, как будто у вас в руках кнут, без напряжения в мышцах. Вот вы научились самому элементарному, но одному из основных ритмических боёв на ударной установке.
Для того чтобы получился ансамбль, начинаем играть все вместе секвенцию аккордов: Am, G, F, E в одном темпе и одном ритме. Когда все участники, играя, научатся слышать все инструменты, звучащие в ансамбле, можете считать, что вы на пороге открытия нового ВИА. К этому надо добавить один, а лучше два голоса, вокализ на распев данной гармонии (Am, G, F, E), после чего у вас получится полноценный коллектив. Для начала секвенцию лучше играть по два такта на каждом аккорде и в небыстром темпе. В конце второго такта на Е с третьей доли ударные инструменты должны делать перебор по рабочему барабану ударами восьмых нот на (три и четыре и) четыре удара и на раз первой доли Am удар по большой тарелке (этот удар заменяет первый удар по хай-хэту Am). Теперь мы имеем полную картину секвенции, её можно играть бесконечное количество раз, в зависимости от усталости меняя темпы. По мере изучения аккордов можно перейти к более сложным произведениям и песням, разучивая партии индивидуально и затем делая сводные репетиции.
Для того чтобы интерес не пропал, а только увеличивался, следует поскорее дать возможность коллективу выступить хоть с одним произведением. И чем чаще вы будете давать им эту возможность, тем сильнее будете закреплять их интерес. Обязательно нужно проводить ежегодные сольные концерты, участвовать в фестивалях и конкурсах, разнообразить репертуар и дать свободу выбора произведений, конечно же, с учётом возрастных особенностей.
В качестве примера хочу сказать, что у меня в практике было много коллективов, начиная с 1987 года. Коллектив живёт, пока он работает (участие в различных концертах, фестивалях, конкурсах). При этом желательно чтобы репертуар шёл в ногу со временем. В настоящее время я работаю с коллективом ВИА «Hard Chord» в NIS ФМН г. Костаная, который я создал семь лет назад, в декабре 2017 года. Серьёзные результаты начались с мая 2022 года. Ребята стали неоднократными лауреатами дипломов первой степени и Гран-при международных конкурсов-фестивалей (Астана, Дубай, Туркестан). Но для достижения таких успехов мы много и усердно работали. Участвуем во всех школьных мероприятиях, даём концерты на различных площадках города, проводим ежегодные сольные концерты.
Музыкальное обучение и формирование ВИА – это постоянный творческий процесс, требующий усилий и дисциплины как со стороны преподавателя, так и учеников. Это процесс, который при правильном подходе и преданности способен привести к выдающимся результатам и радостному творческому развитию молодых музыкантов.
Булат СЕЙТМУРАТОВ,
NIS, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.