Как формировать здоровые стратегии поведения молодёжи

Выпуск - №44(641)   :   06.11.2024
307

image

Елена Петренко выступила с основным докладом конференции

Региональным учебно-методическим центром психологической поддержки проведена международная научно-практическая конференция «Аспекты воспитательного и психологического взаимодействия в рамках профилактики аутодеструктивного и аддиктивного поведения. Комплексный подход».

В работе конференции, проходившей в онлайн-формате, приняли участие эксперты из Астаны, Усть-Каменогорска, из Российской Федерации, Узбекистана, представители НПО, органов ювенальной полиции Костанайской области. А также методисты по воспитательной работе отделов образования, директора школ и их заместители по воспитательной работе, психологи, социальные педагоги региона – всего более трёх тысяч специалистов. Участники деловой встречи обсуждали проблемы суицида, игромании, буллинга, кибербуллинга, бытового насилия в среде несовершеннолетних и молодёжи и эффективные подходы в работе с группами риска, аспекты воспитательного и психологического взаимодействия.

image

Специалисты психологических служб района Б. Майлина

О медиации как средстве профилактики буллинга говорила председатель попечительского совета ОФ «Kazbrands», член комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при акимате г. Астаны, член республиканского координационного совета по развитию детско-юношеского движения при МП РК Жаныл-бике Кайкенова. Причинам появления буллинга в подростковом возрасте и его последствиям посвятила своё выступление профессор кафедры педагогики и этнокультурного образования Челябинского государственного института культуры, доктор педагогических наук Римма Литвак. Меры профилактики суицида представила PhD по психологическим наукам, старший преподаватель кафедры «Практическая психология» Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами Амина Султанова.

Социально-педагогические условия профилактики деструктивных явлений в детско-юношеской среде рассмотрела руководитель департамента по стратегической работе с абитуриентами Южно-Уральского государственного учреждения, директор физико-математической школы, кандидат педагогических наук Юлия Болотина. Способ профилактики девиаций в молодёжной среде посредством волонтёрской  деятельности и гражданской активности представил директор Молодёжного ресурсного центра Костанайской области Абай Дуйсеков.

image

Работа конференции в Мендыкаринском районе

Руководитель Центра наркологической помощи, психотерапевт, кандидат медицинских наук Игорь Василенко поделился опытом организации профилактических программ в учебных заведениях. О мероприятиях по профилактике девиантного поведения у несовершеннолетних рассказала методист отдела образования Жангельдинского района Раушан Жаппарова. Профилактику девиантного поведения в коворкингах представила замдиректора Дворца творчества школьников г. Усть-Каменогорска Регина Сулейменова.

Старший оперуполномоченный управления по противодействию наркопреступности ДП Костанайской области Айгуль Ерадилова рассказала о способах профилактики наркомании среди молодёжи. А о профилактике буллинга в школьной среде говорила замдиректора по ВР школы №17 им. М.Ауэзова г. Усть-Каменогорска Гульмира Абдрахманова.

С основным докладом «Аспекты воспитательного и психологического взаимодействия в рамках профилактики аутодеструктивного и аддиктивного поведения (суицида, игромании, лудомании, буллинга, кибербуллинга, бытового насилия). Комплексный подход» выступила директор РУМЦ психологической поддержки Елена Петренко.

- Наша конференция – важный шаг к созданию сетевого взаимодействия между научными и практическими кругами, – отметила Елена Александровна, рассказывая о ходе мероприятия. – Объединение усилий позволит эффективно влиять на изменение общественного восприятия проблем, связанных с молодёжной аддикцией и саморазрушительным поведением, и вместе способствовать формированию здоровой молодёжной культуры. Эта встреча организована по инициативе регионального центра, подобные конференции мы стараемся проводить два раза в год, как онлайн, так и при непосредственном участии приглашённых экспертов. Тема нынешней конференции животрепещущая, она касается всех аспектов деятельности нашего центра. Хотелось услышать, как справляются с подобными задачами коллеги из других регионов, из зарубежья, какие меры предлагают практики.  

Елена Александровна пояснила, что на сегодняшний день одной из наиболее острых проблем стала наркомания, а именно употребление химических веществ, которые разрушают организм и вызывают зависимость практически с первого применения. Очень беспокоит тот факт, что в эту зависимость попадает всё больше девочек, девушек. Поэтому опыт работы по профилактике  наркомании, способы отвлечения молодых людей от саморазрушительного поведения был особенно полезен. Интересным примером стали действия Молодёжного ресурсного центра, вовлекающего ребят в волонтёрство.

- Мы решили больше сотрудничать с МРЦ и его региональными подразделениями. Уже есть наш проект волонтёрского движения «Бiз біргеміз». Мне кажется именно за общественной деятельностью, за волонтёрским движением большое будущее. Оно способствует решению многих вопросов, – говорит Елена Петренко. – Взять, например, буллинг. Есть агрессор, есть его пособники, есть жертва, а есть просто равнодушные люди, которые пройдут мимо и не заступятся. Буллинг боится огласки. Все случаи травли происходят с молчаливого согласия других детей и, к сожалению, взрослых, в том числе учителей. Поэтому надо вырабатывать в обществе нетерпимость к проявлению психического и физического насилия. Важно воспитывать в детях неравнодушие к проблемам других людей, сознательное желание помочь любым посильным способом. Наш волонтёрский проект направлен и на это в том числе, он хороший, объёмный, думаю, что мы дружно его освоим.

Центром психологической поддержки проинициировано немало действенных проектов, которые работают по всей области. Это и проект по развитию эмоционального интеллекта, который эффективен для формирования умений контролировать эмоции и управлять ими, справляться со стрессом, и проект «Семейный клуб», который способствует укреплению детско-родительских отношений, психологической грамотности родителей. Востребованным стал проект «Сетевые координаторы»: в каждом регионе работают представители центра – координаторы психологических служб организаций образования, а с этого года открыты консультационные пункты, где два раза в неделю ведётся приём всех желающих. Пять школ области вошли в республиканский эксперимент по внедрению финской антибуллинговой программы KiVa. Это научно-обоснованная программа, направленная на уменьшение травли в школах. Она включает действия как для предупреждения травли, так и решения конфликтов. На сегодняшний день около 50% всех общеобразовательных школ Финляндии используют программу KiVa, её применяют в более чем 20 странах мира.

Елена Александровна обратила внимание на хороший материал, представленный на конференции Айгуль Ерадиловой, и сказала о готовности работать по школам совместно с представителями полиции.

- Сейчас детям не надо читать лекции, они их практически не воспринимают, нужен интерактив, нужны конкретные примеры конкретных ситуаций, логически-следственные связи. Всё это можно проработать вместе с соответствующими службами. Например, девушки-студентки, которые не так давно были осуждены за закладку наркотиков, сейчас готовы выступить и рассказать о том, как глупо и непоправимо они поступили, как желание получить лёгкие деньги оборачивается тюремным заключением. И такие истории оказывают гораздо более эффективное действие, чем нравоучения. Посмотрите, как много сейчас детей, больных аутизмом. С одной стороны, повысилась выявляемость таких проблем, а с другой – действительно растёт инвалидизация общества. И одна из самых главных причин – это безответственное поведение будущих мам. Девушки курят, неправильно питаются, используют продукты, где много химии, употребляют много пива, к которому слишком легкомысленно сейчас относятся… И отсюда все проблемы со здоровьем их детей, их девиации. Поэтому учить ответственному отношению к своему здоровью надо с самых юных лет и делать это как можно более доходчиво, используя средства, понятные новому поколению.

Елена Петренко назвала основной причиной отклоняющегося поведения детей и подростков отсутствие здоровых отношений с родителями. Даже семьи, внешне благополучные, где родители вполне законопослушны и не страдают какими-то зависимостями, могут оказаться в числе тех, кто столкнулся с серьёзными проблемами детей: игромания, наркомания, разного рода девиации, то есть нарушение общественных норм.

- Почему современные дети впадают в игровую зависимость? Потому что мама, когда ребёнок был маленьким, совала ему в руки телефон, лишь бы не мешал. Почему дети могут страдать депрессиями, вести себя агрессивно или, напротив, быть подавленными, апатичными? Потому что не нашли понимания у родителей, которые постоянно заняты, которые не уделяют им достаточно внимания или, напротив, подавляют гиперопекой. Мы постоянно работаем с родителями, обучаем их, как грамотно выстраивать отношения с собственными детьми. Но приходит новое поколение родителей, и нужно начинать всё сначала. Конечно, наша работа имеет эффект. Отрадно отметить, что количество случаев суицида несовершеннолетних значительно снизилось у нас в области. И эта динамика снижения стабильная. Например, если в 2018 году было 50 случаев суицида, то в 2023 году – семь. Но свести на нет эти показатели очень сложно, потому что всегда остаётся риск состояния аффекта, не поддающегося профилактике и диагностике, риск психических отклонений. Однако всё, что мы делаем сегодня, приносит пользу: телефоны доверия, консультации детей и родителей, постоянная работа в рамках различных проектов… Неудивительно, что опыт нашего регионального центра очень востребован за пределами области, нас постоянно просят делиться методиками, проводить обучающие семинары и прочее. И мы всегда готовы пойти навстречу. В том числе и с помощью проведения таких конференций, что состоялась на прошлой неделе.

По итогам международной научно-практической конференции были приняты рекомендации, которые призваны выявить новые направления для дальнейшей работы по предотвращению развития негативных характеристик и формированию здоровых стратегий поведения молодёжи. Как отметила Елена Петренко, в результате этих усилий мы сможем создать среду, которая будет способствовать здоровью, развитию и социальной адаптации детей, а также их успешной интеграции в общество.     


Светлана ОФИЦЕРОВА

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.