Как мы учились на карантине

Выпуск - №31-32 (427-428)   :   21.08.2020
262

Организация учебного процесса в период карантина оказалась испытанием и для учителей, и для учеников Мичуринской средней школы, и для их родителей.

В ходе подготовки к дистанционному обучению нами были определены основные проблемы:
* переход на дистанционное обучение в условиях кризиса показал, что ИКТ- подготовка педагогов недостаточно высока;
* фактор интернет-связи, инфраструктуры, нехватки компьютеров и оборудования для коммуникации;
* отсутствие отечественных IТ-платформ для организации одновременных стриминговых соединений большого количества обучающихся; 
* недостаточность цифрового образовательного контента и полноценного программного обеспечения для проведения занятий через Интернет.

Согласно методическим рекомендациям, целью которых являлось создание единой образовательной среды в условиях дистанционного обучения, и с учётом имеющихся проблем и возможностей мы решили использовать сразу несколько технологий дистанционного обучения:
* обучение через интернет;
* обучение через телевизионные каналы и радио;
* направление учебных материалов через почту ученикам с особыми образовательными потребностями.

Именно по такому формату мы начали учебный процесс в четвёртой четверти. Выполняя порядок организации процесса обучения в организациях среднего образования, мы соблюдали меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия наших обучающихся, педагогов и других работников школы. Процесс обучения с использованием дистанционных технологий осуществлялся в соответствии с ГОСО, Типовыми учебными планами, программами с утверждённым расписанием уроков. Все участники процесса обучения имели доступ к телеурокам и электронным платформам с учебным контентом. 

Организацию процесса обучения с использованием дистанционных технологий и информационно-разъяснительную работу с педагогами, сотрудниками и родителями координировал руководитель организации образования. Руководитель обеспечивал инструктаж всех участников процесса обучения по вопросам ответственности каждого за сохранение здоровья, о мерах предосторожности; организацию индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися с применением информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств; индивидуальное консультирование родителей при необходимости.

Из методических рекомендаций нами была определена деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса: директора школы, заместителей директора по учебной, научно-методической и воспитательной работе, педагога-психолога, классного руководителя, учителей-предметников, учащихся, родителей.

Согласно методическим и техническим требованиям к электронным образовательным материалам, сценарию урока, электронному учебному пособию, комплексному образовательному приложению наши учителя-предметники разрабатывали учебный материал к урокам. Урок посредством интернет-платформ проводился учителями самостоятельно на основе поурочного планирования (КТП) с использованием доступных интернет-платформ по расписанию уроков, утверждённому директором школы.  Учитель мог записать урок заранее и проводить в режиме реального времени (стриминге). 

Структура урока, разрабатываемая учителем самостоятельно: продолжительность – 30 минут, на экране монитора – наименование класса, название предмета, название темы. Урок состоял из объяснения нового учебного материала учителем (видео), вопросов для закрепления (2-3 вопроса), учебных заданий для закрепления (2-3 задания), выполнения совместных заданий, использования дополнительных цифровых ресурсов по теме (1-2 ЦОР), ссылок на дополнительные ресурсы, для самостоятельного изучения, обратной связи. Обратная связь осуществлялась посредством электронного журнала Kundelik.kz, интернет-платформы Bilimland, электронной почты или мессенджера WhatsApp.



При организации работы в условиях дистанционного обучения в Мичуринской СШ был назначен координатор по дистанционному обучению из числа административного корпуса, который выполняет вспомогательные функции организации работы по переходу на дистанционное обучение, руководствуясь поручениями руководителя школы, методическими рекомендациями, инструкциями и нормативно-правовыми актами регламентировал образовательную деятельность школы. На основе вышеуказанных НПА создан план деятельности, куда входят все аспекты, охватывающие подготовку к дистанционному обучению, пути решения имеющихся проблем. Все этапы реализации плана доводились до сведения педагогического коллектива посредством видеоконференцсвязи на совещаниях при директоре, педагогическом совете и отражались в протоколах. 

Для консультации родителей и учеников школы проводились общешкольные родительские собрания, классные часы, где родители могли задавать вопросы и получать ответы. Также в школе функционировала психологическая служба для поддержки педагогов, учеников и родителей по вопросам организации дистанционного обучения.  Желающие имели возможность записаться на индивидуальную беседу к психологу школы с соблюдением всех карантинных мер. 

С целью обеспечения учащихся оборудованием им во временное пользование было передано порядка 30 компьютеров, находящихся на балансе школы. Сначала были обеспечены социально уязвимые категории учеников: малообеспеченные, дети-сироты, многодетные семьи (при необходимости). Также широкое применение получило обучение через телевизионные уроки на каналах «Балапан» и «Ел арна». Ученикам были доступны развёрнутые интернет-платформы Daryn.Online, Күнделік и BilimLand. На данных площадках школьники находили видеоуроки, которые соответствуют учебной программе, после просмотра видеоуроков получали задания от своих учителей и отвечали на вопросы по пройденному материалу. 

Для устранения проблем низкой ИКТ-компетентности педагогов в школе была создана творческая группа, которая оказывала консультационную помощь педагогическому коллективу при подготовки к видеоурокам с использованием информационно-коммуникационных технологий. Вместе с тем учителя творческой группы постоянно находились в поиске новых интернет ресурсов и платформ для лучшей организации дистанционного обучения, проводили вебинары и делились новой информацией с целью поддержки и обучения учителей.

Педагоги творческой группы провели следующие методические мероприятия для учителей школы: 
- вебинар «Дистанционное образование: инструменты для создания видеоуроков и организации онлайн уроков»;
- семинар «Дистанционное обучение: от создания контента до организации образовательного процесса»; 
- вебинар «Приложения Google как способ организации дистанционного обучения»; 
- семинар «Как учить на карантине».

Коллектив школы активно принимал участие в вебинарах, организованных отделом образования акимата Костанайского района по работе на платформе Zoom, ИПК «Орлеу», «Қостанай дарыны» и др. 

Не прекращалась и воспитательная работа с использованием дистанционных технологий, секции и кружки дополнительного образования, видеочелленджи в поддержку соблюдения санитарных мер. Наши ученики и педагоги принимали активное участие в дистанционных конкурсах различного формата, были организованы школьные дистанционные конкурсы с голосованием в Instagram, для учеников был организован видеочеллендж «Я дома», «Бессмертный полк» посредством социальных сетей Facebook и Instagram, созданы праздничные видеопоздравления от учеников и учителей, ученики принимали активное участие во всех дистанционных мероприятиях, реализуемых по программе «Рухани жаңғыру». Все мероприятия, проводимые в формате дистанционного обучения, разработанный видеоконтент для воспитательных мероприятий были размещены на школьной страничке в Facebook и Instagram. 

С учётом проведения мониторинга и анализа процесса обучения в дистанционном формате Мичуринская средняя школа в полной готовности начинает работу по организации процесса дистанционного обучения в первой четверти 2020-2021 учебного года. Отдел образования района на системной основе координирует всю нашу работу, было проведено совещание посредством видеоконференцсвязи. Нам донесли все рекомендации управления образования и министерства образования и науки РК. 

Согласно чёткому алгоритму действий мы провели мониторинг обеспеченности компьютерной техникой наших учеников и учителей. Оказалось, что порядка 55% учеников (это около 220 ребят) не имеют компьютерной техники и у них отсутствует интернет. Администрацией школы было принято решение частично обеспечить нуждающихся учеников компьютерной техникой и интернетом, в первую очередь это социально уязвимые категории учеников, что составляет 21%  от общего количества учащихся школы, расчёт брался с учётом количества детей в семье: на двух учеников – один компьютер, если в семье три ученика, то два компьютера и т.д. Оставшаяся техника будет распределена среди учеников, которые подали заявки на получение компьютеров во временное пользование на период дистанционного обучения. При передаче компьютеров соблюдаются все меры безопасности, составляется акт передачи с указанием инвентарного номера компьютера с законными представителями ученика, проверяется целостность и работоспособность компьютерной техники. С учетом раздачи всей школьной техники ситуация нехватки компьютерной техники сохраняется: около 25% учеников школы останутся без компьютеров и интернета. 

Несмотря на сложившуюся ситуацию педагогический коллектив школы совместно с отделом образования продолжает работу по обеспечению нуждающихся детей посредством благотворительной акции «Дорога в школу». Ведётся сотрудничество с местным акиматом, предпринимателями по оказанию спонсорской помощи ученикам для приобретения необходимых принадлежностей для обучения в дистанционном формате. 

По рекомендации МОН РК в Мичуринской СШ будут организованы дежурные классы начального звена с наполняемостью не более 15 учеников. Дежурные классы формируются по желанию родителей с соблюдением всех санитарных норм: обработка дезинфицирующими средствами, масочный режим, социальная дистанция, сменность, проветривание, перерыв между сменами, ограничение скопления учеников во время перемен и т.д. Проанализировав все поданные родителями заявки, можно сделать вывод, что 52% от общего количества учеников начального звена изъявили желание посещать школу и учиться в традиционном формате (68 учеников). Остальные ребята выбрали дистанционную форму обучения. 

Надо понимать, что традиционную форму очного обучения никто не отторгает. Дети, родители, учителя – все мы понимаем, что на сегодняшний день более эффективным и удобным форматом является традиционное очное обучение в школе. Дистанционные технологии рассматриваются как дополнительная возможность, альтернатива, условие для обеспечения гибкости программ. Следует отметить, что роль учителя и школы при дистанционном обучении не уменьшается, а, наоборот, только возрастает. Мы будем применять эти технологии при необходимости, к примеру, когда школьники из-за погодных условий пропускают занятия, или в ситуации, когда ребёнок по состоянию здоровья занимается дома.

Подводя итог, хочется отметить, что дистанционное обучение – вещь удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант занятий. И очень важно, чтобы после окончания периода пандемии не возникло отторжения дистанционных технологий, а полученный опыт работал на повышение качества образования. 


Айнаш ДАДАНОВА,
директор,
Гульнара МОЛДАЖАНОВА,
замдиректора по УР Мичуринской СШ, Костанайский район 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.