Как приобщить школьников к написанию проектов 

Выпуск - №9 (456)   :   09.03.2021
180

В филиале АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» состоялся авторский семинар заместителя директора по учебно-методической работе общеобразовательной школы №8 Ирины Нестеровой «Проектно-исследовательская деятельность учащихся в условиях дистанционного обучения». 

Одним из последних трендов работы костанайского филиала АО «НЦПК «Өрлеу» стала организация и проведение авторских курсов повышения квалификации и семинаров различной тематики. Это значит, что самые интересные, творческие педагоги имеют возможность поделиться своими личными наработками, методиками, стратегиями, тем самым обобщить свой опыт и повысить профессиональные компетенции коллег, мотивировать их на использование «работающих» приёмов и методов. Так, Ирина Нестерова имеет большой опыт организации научно-методической работы, которым с удовольствием поделилась с педагогами Костанайской области. 
Тема семинара была выбрана неслучайно, поскольку среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. В работе над проектом востребованными оказываются различные способности и личностные качества ребёнка. Если же проект носит индивидуальный характер, то это возможность для каждого школьника работать в собственном режиме, благоприятном для него темпе.
Самое главное, как сказала Ирина Вячеславовна, в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельности необходимо обучать детей, и желательно не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету и во внеурочной деятельности. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки-проекты. Они готовят детей к созданию самостоятельных проектов. Ирина Нестерова особо остановилась на отличиях проекта от учебного исследования и проблемах, возникающих в создании проектов. 
Педагог отметила, что в проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с 1 класса. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Необходимо избежать двух крайностей: нельзя полностью предоставлять ученика самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность тоже опасно. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. Поэтому без родителей и учителя дети не могут обойтись. Но ребёнок должен почувствовать, что проектно-исследовательская деятельность – это его работа. Поэтому учитель выступает в роли консультанта, помощника, информатора, координатора.
Большое внимание Ирина Вячеславовна уделила роли учителя на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: творческая игра, спектакль, стенгазета. Актуальным моментом семинара стала демонстрация интернет-ресурсов и возможностей компьютерных технологий для совместной работы над проектом в условиях дистанционного обучения. 

Наталья ИСТОМИНА,
ст.преподаватель кафедры ППСОП филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.