Как приобщить школьников к написанию проектов 

Выпуск - №9 (456)   :   09.03.2021
215

В филиале АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» состоялся авторский семинар заместителя директора по учебно-методической работе общеобразовательной школы №8 Ирины Нестеровой «Проектно-исследовательская деятельность учащихся в условиях дистанционного обучения». 

Одним из последних трендов работы костанайского филиала АО «НЦПК «Өрлеу» стала организация и проведение авторских курсов повышения квалификации и семинаров различной тематики. Это значит, что самые интересные, творческие педагоги имеют возможность поделиться своими личными наработками, методиками, стратегиями, тем самым обобщить свой опыт и повысить профессиональные компетенции коллег, мотивировать их на использование «работающих» приёмов и методов. Так, Ирина Нестерова имеет большой опыт организации научно-методической работы, которым с удовольствием поделилась с педагогами Костанайской области. 
Тема семинара была выбрана неслучайно, поскольку среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. В работе над проектом востребованными оказываются различные способности и личностные качества ребёнка. Если же проект носит индивидуальный характер, то это возможность для каждого школьника работать в собственном режиме, благоприятном для него темпе.
Самое главное, как сказала Ирина Вячеславовна, в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельности необходимо обучать детей, и желательно не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету и во внеурочной деятельности. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки-проекты. Они готовят детей к созданию самостоятельных проектов. Ирина Нестерова особо остановилась на отличиях проекта от учебного исследования и проблемах, возникающих в создании проектов. 
Педагог отметила, что в проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с 1 класса. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Необходимо избежать двух крайностей: нельзя полностью предоставлять ученика самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность тоже опасно. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. Поэтому без родителей и учителя дети не могут обойтись. Но ребёнок должен почувствовать, что проектно-исследовательская деятельность – это его работа. Поэтому учитель выступает в роли консультанта, помощника, информатора, координатора.
Большое внимание Ирина Вячеславовна уделила роли учителя на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: творческая игра, спектакль, стенгазета. Актуальным моментом семинара стала демонстрация интернет-ресурсов и возможностей компьютерных технологий для совместной работы над проектом в условиях дистанционного обучения. 

Наталья ИСТОМИНА,
ст.преподаватель кафедры ППСОП филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4