Как размышлять о своём преподавании

Выпуск - №45 (542)   :   23.11.2022
497

Мощная модернизация школьного образования началась 10 лет назад: новые программы, новые учебники, новые подходы, подготовка педагогов по-новому с учётом принципов обновления содержания образования. Ведущая роль в этом во всём определена учителю. 

На учителе лежит и большая ответственность в обеспечении качественного преподавания и обучения. Рефлексия как самоанализ своей профессиональной деятельности помогает учителю судить об эффективности тех или иных его шагов в направлении качественного образования. В современной педагогике под рефлексией понимают анализ деятельности и, главное, её результатов. Педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека. Всё это убеждает в том, что рефлексировать надо. Встаёт вопрос, как это делать, чтобы процесс самоанализа принёс практическую пользу. Лучший вариант – отвечать на поставленные перед собой вопросы: именно вопрос, сформулированный конкретно, потребует и конкретного ответа, который впоследствии приведёт к решению проблемы.

Существуют несколько видов рефлексии, но самой «полезной» с точки зрения собственной аналитической практики можно назвать интеллектуальную, потому что, как определяет её А.А. Бодалев, интеллектуальная рефлексия – это способность педагога входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как её субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки её эффективности.

Конструктивные вопросы могут стать основой успешной рефлексии. Вопросы могут касаться разных областей деятельности учителя: планирование и проведение урока, организация оценивания и рефлексии учащихся, культура общения с учащимися и учащихся между собой, создание благоприятной психологической обстановки, поиск эффективных стратегий преподавания и обучения. Учитель подумает над ответами, например, на следующие вопросы, и у него сложится общая картина успеваемости учащихся в классе: была ли эта стратегия успешной или нет, почему? какие учащиеся извлекли пользу из этой деятельности? какие студенты не получили позитивного результата от этой деятельности? если мы сделаем это снова, что я могу сделать по-другому, чтобы помочь учащимся узнать больше? было ли моё поведение и отношение к моему классу сегодня эффективными для преподавания и обучения? действительно ли моё оценивание деятельности учащихся отражает цели и содержание обучения или просто навыки выполнения задания или запоминания? почему я выбрал/выбрала этот конкретный урок, чтобы охватить именно эту цель? какие доказательства у меня о том, как учатся мои ученики? какие новые стратегии могли бы принести пользу учащемуся, у которого трудности в обучении? какие ещё вызовы я могу дать успешным студентам?

Постановка подобных вопросов в системе и анализ ответов на дальнейшую перспективу преподавания и обучения приведёт к нужному результату – улучшению качества школьного образования.

Ирина ЗАМИНОВА, 
старший преподаватель филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области»

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4