Мощная модернизация школьного образования началась 10 лет назад: новые программы, новые учебники, новые подходы, подготовка педагогов по-новому с учётом принципов обновления содержания образования. Ведущая роль в этом во всём определена учителю.
На учителе лежит и большая ответственность в обеспечении качественного преподавания и обучения. Рефлексия как самоанализ своей профессиональной деятельности помогает учителю судить об эффективности тех или иных его шагов в направлении качественного образования. В современной педагогике под рефлексией понимают анализ деятельности и, главное, её результатов. Педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека. Всё это убеждает в том, что рефлексировать надо. Встаёт вопрос, как это делать, чтобы процесс самоанализа принёс практическую пользу. Лучший вариант – отвечать на поставленные перед собой вопросы: именно вопрос, сформулированный конкретно, потребует и конкретного ответа, который впоследствии приведёт к решению проблемы.
Существуют несколько видов рефлексии, но самой «полезной» с точки зрения собственной аналитической практики можно назвать интеллектуальную, потому что, как определяет её А.А. Бодалев, интеллектуальная рефлексия – это способность педагога входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как её субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки её эффективности.
Конструктивные вопросы могут стать основой успешной рефлексии. Вопросы могут касаться разных областей деятельности учителя: планирование и проведение урока, организация оценивания и рефлексии учащихся, культура общения с учащимися и учащихся между собой, создание благоприятной психологической обстановки, поиск эффективных стратегий преподавания и обучения. Учитель подумает над ответами, например, на следующие вопросы, и у него сложится общая картина успеваемости учащихся в классе: была ли эта стратегия успешной или нет, почему? какие учащиеся извлекли пользу из этой деятельности? какие студенты не получили позитивного результата от этой деятельности? если мы сделаем это снова, что я могу сделать по-другому, чтобы помочь учащимся узнать больше? было ли моё поведение и отношение к моему классу сегодня эффективными для преподавания и обучения? действительно ли моё оценивание деятельности учащихся отражает цели и содержание обучения или просто навыки выполнения задания или запоминания? почему я выбрал/выбрала этот конкретный урок, чтобы охватить именно эту цель? какие доказательства у меня о том, как учатся мои ученики? какие новые стратегии могли бы принести пользу учащемуся, у которого трудности в обучении? какие ещё вызовы я могу дать успешным студентам?
Постановка подобных вопросов в системе и анализ ответов на дальнейшую перспективу преподавания и обучения приведёт к нужному результату – улучшению качества школьного образования.
Ирина ЗАМИНОВА,
старший преподаватель филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.