Как размышлять о своём преподавании

Выпуск - №45 (542)   :   23.11.2022
437

Мощная модернизация школьного образования началась 10 лет назад: новые программы, новые учебники, новые подходы, подготовка педагогов по-новому с учётом принципов обновления содержания образования. Ведущая роль в этом во всём определена учителю. 

На учителе лежит и большая ответственность в обеспечении качественного преподавания и обучения. Рефлексия как самоанализ своей профессиональной деятельности помогает учителю судить об эффективности тех или иных его шагов в направлении качественного образования. В современной педагогике под рефлексией понимают анализ деятельности и, главное, её результатов. Педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека. Всё это убеждает в том, что рефлексировать надо. Встаёт вопрос, как это делать, чтобы процесс самоанализа принёс практическую пользу. Лучший вариант – отвечать на поставленные перед собой вопросы: именно вопрос, сформулированный конкретно, потребует и конкретного ответа, который впоследствии приведёт к решению проблемы.

Существуют несколько видов рефлексии, но самой «полезной» с точки зрения собственной аналитической практики можно назвать интеллектуальную, потому что, как определяет её А.А. Бодалев, интеллектуальная рефлексия – это способность педагога входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как её субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки её эффективности.

Конструктивные вопросы могут стать основой успешной рефлексии. Вопросы могут касаться разных областей деятельности учителя: планирование и проведение урока, организация оценивания и рефлексии учащихся, культура общения с учащимися и учащихся между собой, создание благоприятной психологической обстановки, поиск эффективных стратегий преподавания и обучения. Учитель подумает над ответами, например, на следующие вопросы, и у него сложится общая картина успеваемости учащихся в классе: была ли эта стратегия успешной или нет, почему? какие учащиеся извлекли пользу из этой деятельности? какие студенты не получили позитивного результата от этой деятельности? если мы сделаем это снова, что я могу сделать по-другому, чтобы помочь учащимся узнать больше? было ли моё поведение и отношение к моему классу сегодня эффективными для преподавания и обучения? действительно ли моё оценивание деятельности учащихся отражает цели и содержание обучения или просто навыки выполнения задания или запоминания? почему я выбрал/выбрала этот конкретный урок, чтобы охватить именно эту цель? какие доказательства у меня о том, как учатся мои ученики? какие новые стратегии могли бы принести пользу учащемуся, у которого трудности в обучении? какие ещё вызовы я могу дать успешным студентам?

Постановка подобных вопросов в системе и анализ ответов на дальнейшую перспективу преподавания и обучения приведёт к нужному результату – улучшению качества школьного образования.

Ирина ЗАМИНОВА, 
старший преподаватель филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПР по Костанайской области»

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.