Региональным учебно-методическим центром психологической поддержки проведено дистанционное обучение молодых педагогов-психологов в рамках проекта «Школа молодого психолога». Целью проекта является поддержка начинающих специалистов организаций образования, содействие их профессиональному росту.
В рамках проекта «Школа молодого психолога» рассматривались такие актуальные темы, как нравственно-полового воспитание учащихся и проблемы буллинга/кибербуллинга в школе.
Буллинг является проблемой современной школы. Он может проявляться как запугивание, издевательство и в других формах агрессивного поведения. Чаще всего, тот кого травят, отличается от других детей или же когда силы неравны, и жертва демонстрирует, насколько сильно задевают нападки окружающих.
Причины школьного буллинга могут быть разные. Главная задача педагога-психолога вовремя распознать и предотвратить, так как буллинг не афишируется, дети максимально стараются оставить такие формы насилия в тайне. Агрессору это позволяет избежать наказания, наблюдатели уходят от ответственности. Жертве же, чаще всего, либо стыдно, либо страшно обращаться за помощью и признаться в том, что происходит.
В случае возникновения школьного буллинга педагог-психолог должен принять комплексное решение, так как ребёнок не способен справиться с этой проблемой в одиночку. На занятиях ШМП мы поэтапно разбирали определения, виды буллинга, главные компоненты определения, последствия и причины травли. Это очень существенная поддержка для дальнейшей работы молодого специалиста.
Нравственно-половое воспитание учащихся – неотъемлемая часть работы педагогов. Одной из наиболее актуальных проблем является половое воспитание, которое связано со сложными и тончайшими навыками поведения и самоконтроля. Половое воспитание подростков – важный аспект, а порой и очень сложный для родителей, многие из которых считают, что об этом говорить ещё рано. К тому же в нашем обществе принято умалчивать о сексуальных отношениях, так как возникает слишком много смущения и стыда. Поэтому необходимо не столько половое просвещение, сколько именно половое воспитание в широком смысле, которое надо понимать как процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, установок личности, определяющих отношение человека к представителям другого пола.
Нужно стремиться, чтобы у учащихся появилось чувство социальной ответственности во взаимоотношениях между людьми, выработалось адекватное понимание взрослости, таких понятий, как мужественность и женственность. В этом процессе педагоги-психологи играют важную роль, так как необходимо правильно донести информацию школьникам. Это делается через учебные и воспитательные мероприятия.
Как педагог-психолог я провожу в школе лекции, беседы, ролевые игры, диспуты и тренинги. Благодаря проекту «Школа молодого психолога» я открыла для себя множество интересных методов и форм проведения ролевых игр, уроков нравственности, диагностических исследований, конкурсов, викторин, фотовыставок, интеллектуально-познавательных игр, диспутов, круглых столов, конкурсно-развлекательных и игровых программ, тематических вечеров. Чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо подходить креативно к выбору мероприятий. Я стараюсь помочь ученикам лучше понять себя, развить навыки саморегуляции и коммуникации, проблемно-познавательные умения, а также обучаю успешному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
После участия в проекте я поняла, что работа педагога-психолога с детьми и подростками крайне важна, мы несём огромную ответственность за безопасность и благополучие учащихся.
Кристина ЯИЦКОВА,
педагог-психолог Докучаевской ОШ, Алтынсаринский район
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.