Региональным учебно-методическим центром психологической поддержки проведено дистанционное обучение молодых педагогов-психологов в рамках проекта «Школа молодого психолога». Целью проекта является поддержка начинающих специалистов организаций образования, содействие их профессиональному росту.
В рамках проекта «Школа молодого психолога» рассматривались такие актуальные темы, как нравственно-полового воспитание учащихся и проблемы буллинга/кибербуллинга в школе.
Буллинг является проблемой современной школы. Он может проявляться как запугивание, издевательство и в других формах агрессивного поведения. Чаще всего, тот кого травят, отличается от других детей или же когда силы неравны, и жертва демонстрирует, насколько сильно задевают нападки окружающих.
Причины школьного буллинга могут быть разные. Главная задача педагога-психолога вовремя распознать и предотвратить, так как буллинг не афишируется, дети максимально стараются оставить такие формы насилия в тайне. Агрессору это позволяет избежать наказания, наблюдатели уходят от ответственности. Жертве же, чаще всего, либо стыдно, либо страшно обращаться за помощью и признаться в том, что происходит.
В случае возникновения школьного буллинга педагог-психолог должен принять комплексное решение, так как ребёнок не способен справиться с этой проблемой в одиночку. На занятиях ШМП мы поэтапно разбирали определения, виды буллинга, главные компоненты определения, последствия и причины травли. Это очень существенная поддержка для дальнейшей работы молодого специалиста.
Нравственно-половое воспитание учащихся – неотъемлемая часть работы педагогов. Одной из наиболее актуальных проблем является половое воспитание, которое связано со сложными и тончайшими навыками поведения и самоконтроля. Половое воспитание подростков – важный аспект, а порой и очень сложный для родителей, многие из которых считают, что об этом говорить ещё рано. К тому же в нашем обществе принято умалчивать о сексуальных отношениях, так как возникает слишком много смущения и стыда. Поэтому необходимо не столько половое просвещение, сколько именно половое воспитание в широком смысле, которое надо понимать как процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, установок личности, определяющих отношение человека к представителям другого пола.
Нужно стремиться, чтобы у учащихся появилось чувство социальной ответственности во взаимоотношениях между людьми, выработалось адекватное понимание взрослости, таких понятий, как мужественность и женственность. В этом процессе педагоги-психологи играют важную роль, так как необходимо правильно донести информацию школьникам. Это делается через учебные и воспитательные мероприятия.
Как педагог-психолог я провожу в школе лекции, беседы, ролевые игры, диспуты и тренинги. Благодаря проекту «Школа молодого психолога» я открыла для себя множество интересных методов и форм проведения ролевых игр, уроков нравственности, диагностических исследований, конкурсов, викторин, фотовыставок, интеллектуально-познавательных игр, диспутов, круглых столов, конкурсно-развлекательных и игровых программ, тематических вечеров. Чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо подходить креативно к выбору мероприятий. Я стараюсь помочь ученикам лучше понять себя, развить навыки саморегуляции и коммуникации, проблемно-познавательные умения, а также обучаю успешному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
После участия в проекте я поняла, что работа педагога-психолога с детьми и подростками крайне важна, мы несём огромную ответственность за безопасность и благополучие учащихся.
Кристина ЯИЦКОВА,
педагог-психолог Докучаевской ОШ, Алтынсаринский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.